Модель Дюпона показывает, насколько эффективно работает собственный капитал для получения прибыли. Согласно этой методике, показатель рентабельности собственного капитала (ROE) раскладывается на составные части. Каждая последующая часть уравнения выражается через предыдущую. Для чего это нужно – будем разбираться в этой статье.
Как определяется рентабельность продаж – все хорошо знают. Но в оборотах участвуют также собственные и заемные средства. Можно, конечно, займы не привлекать – это зависит от того, как работают ваши собственные деньги и насколько эффективны ваши продажи.
Суть модели Дюпона – анализ ключевых показателей эффективности бизнеса по отдельности и в совокупности.
Что такое модель Дюпона
Итак, модель дюпона описывает степень эффективности влияния нескольких факторов на рентабельность капитала компании. Чтобы было более понятно, приведу практический пример. Вы открываете бизнес, и на первоначальном этапе ваши вложения – 7 500 000 руб. (100 000 $ или 2 900 000 грн.). Ваша задача – определить, сколько прибыли принесут эти деньги. Сделать это можно, зная потенциальный объем продаж и величину заемного капитала (если таковой понадобится).
ROE
ROE (Return of equity) – это коэффициент рентабельности собственного капитала. Он показывает, сколько прибыли принесет каждый вложенный рубль. Мы помним, что аналогично определяется рентабельность продаж, которая считается как отношение прибыли к выручке. Ее расчет показывает, сколько прибыли приносит каждый заработанный рубль. Но, чтобы начать зарабатывать деньги, нужно вложить определенную сумму – из собственных средств или путем привлечения займа.
Вспоминаем, что такое оборотные средства. Это деньги, которые проходят через кассу или расчетный счет в целях расчетов с контрагентами. Иными словами, это средства, которые компания зарабатывает и тратит.
Оборотные активы – это материальные и товарные запасы, которые компания приобретает и расходует в течение жизненного цикла.
К оборотным активам не относятся основные средства (здания, оборудование, транспорт и др.), используемые в экономической деятельности предприятия.
Итак, в оборотном капитале участвуют:
собственный и заемный капиталы;
выручка.
Модель Дюпона позволяет проанализировать рентабельность каждого из этих показателей. То есть, рассчитать, сколько прибыли в отдельности приносит каждый источник образования оборотных средств. Этот метод был впервые применен компанией DuPont в начале XX столетия.
В чем ее смысл
Для начала следует определиться, сколько мы хотим зарабатывать. Понятно, что в первый год существования фирмы получать прибыль могут не все. Для начала нужно окупить вложения, а затем поставить цели.
Многие российские предприятия (речь идет о малом бизнесе) регистрируются с минимальным уставным капиталом. Таким образом, проанализировать его рентабельность часто бывает невозможно: как анализировать то, чего нет? Однако на начальном этапе учредитель так или иначе делает какие-то финансовые вложения – как минимум, чтобы открыть расчетный счет, заплатить за услуги банка и закупить первую партию товара. Чаще всего такая операция оформляется как беспроцентный заем учредителя, а средства играют роль финансового рычага.
Но со временем возможна закупка оборудования, транспортных средств и даже недвижимости, используемой в производственном процессе. Это довольно большие расходы, которые относятся к капиталовложениям. Задача модели Дюпона – определить, стоило ли приобретать такие дорогостоящие основные средства или проще было их арендовать. Иными словами, если компания увеличивает активы, значит, они должны приносить прибыль.
Прибыль рассчитывается через объем продаж, а степень эффективности использования активов – через коэффициент их оборачиваемости, обозначаемый как Коа.
Коа=Выручка/Активы.
Кто обращает внимание на эти показатели? Конечно же, инвесторы. В частности, изменение стоимости основных средств в большую сторону гарантирует инвестору получение своей доли в случае банкротства компании. Что касается ROE, то этот коэффициент важен на этапе развития деятельности, т.к. чем он выше, тем больший доход получит акционер.
Модель Дюпона определяет взаимосвязь между объемом продаж, стоимостью активов и размером собственных средств, а также влияние каждого из этих факторов на чистую прибыль предприятия.