Классификация швартовочных тумб
Швартовочные тумбы – металлоконструкции, являющиеся важными составляющими различных причальных сооружений. Это – литые или пустотелые конструкции, предназначенные для закрепления швартовых тросов. Установка данных элементов проводится как на судне, так и непосредственно на причалах, пристанях или доках.
В зависимости от вида судна и предполагаемых способах его швартовки, инженерами подбирается тип швартовочных тумб, или как их еще принято называть – кнехтов.
В общем, данные конструкции можно разделить на следующие виды:
Однокозырьковые сменяемые тумбы (ТСО);
Сменяемые стопорные тумбы (ТСС);
Стопорные тумбы (ТС).
Изготовление кнехтов всех видов проходит в жестком соответствии с ГОСТом, им же регламентируется условия их монтажа. Каждый вид тумб имеет свою допустимую нагрузку, которую непременно стоит учитывать при проектировании всей будущей конструкции.
Применение кнехтов на различных причальных сооружениях
Стандартом ГОСТ 17424-72 предписаны рекомендации по установке того или иного вида швартовочных тумб на причальных сооружениях различного вида.
Причальные сооружения, рассчитанные на одностороннюю швартовку судов, лучше всего снабжать однокозырьковыми тумбами (марки ТСО). А вот применение этих конструкций на судоремонтных причалах стандартом не рекомендуется. При необходимости одно- или двухсторонней швартовки высокобортных судов, причалы рекомендуется снабжать стопорными тумбами (марки ТС).
Для швартовки двух судов, находящихся на смежных причалах, рекомендовано устанавливать двухголовые тумбы. Как правило, эти конструкции монтируются на границе двух соседних причальных сооружений. Здесь кстати можно заказать кнехты для причалов недорого.
Непосредственный монтаж тумб на пристанях и причалах проводится в полном соответствии со строительными рабочими чертежами, которые прошли согласование в положенном порядке.
Подготовительные работы при монтаже швартовочных тумб
Установке любого вида металлоконструкций предшествуют подготовительные работы. Для швартовочных тумб – это установка анкерного устройства. Оно размещается в опалубку плиты или тумбового массива строго в горизонтальном положении, затем анкер закрепляется так, чтобы при последующем бетонировании исключить возможность его сдвига или смещения.
Важно укрыть все отверстия коробов, предназначенные для крепления болтов, от возможного попадания бетона. После этого происходит бетонирование тумбового массива (плиты). Данный процесс осуществляется в соответствии с рабочими чертежами, заливка бетона происходит вплоть до штраб. Непосредственный монтаж швартовочных тумб может проводиться только после достижения бетона своей 70% прочности.
Для каждой отдельной марки бетона эта величина индивидуальна, поэтому рассчитать ее стоит заранее. Важно помнить, что в большинстве случаев при бетонировании основания для швартовочных тумб используется бетон марки не ниже М-300.
Непосредственный монтаж кнехтов
Когда подготовительные работы по установке швартовочных тумб завершены, стоит приступать к их дальнейшему монтажу.
Эту работу можно разделить на следующие этапы:
Выполнение бетонной подготовки слоем в 3 см. Делается это только тогда, когда бетон, залитый в основание тумбы, достиг 70% прочности;
Пока бетон подготовки не начал схватываться, устанавливается отливка тумбы и анкерные болты;
Затяжка анкерных болтов. Она происходит с точно заданными усилиями. Болты, диаметром 30-36 мм затягиваются с усилием 6 тс, диаметром 48-56 мм – с усилием в 10 тс, а с диаметром 64-72 мм – с усилием 20 тс. Натяжение болтов нужно проводить только тогда, когда бетон достиг 100% прочности;
Резьба на концах болтов (над гайками) зачеканивается;
Бетоном на мелком наполнителе в плите выполняется штраба;
Внутренняя полость тумбы так же заполняется бетоном на мелком наполнителе.
Правильно установленная швартовочная тумба способна бесперебойно служить до 25 лет, поэтому доверять этот ответственный и сложный процесс стоит только профессионалам.