Полезные статьи

Marmon-Herrington — семейство южноафриканских бронеавтомобилей

 Marmon-Herrington — семейство южноафриканских бронеавтомобилей

 

Marmon-Herrington — семейство южноафриканских бронеавтомобилей времен Второй мировой войны. В качестве базы для южноафриканского бронеавтомобиля использовался канадский трехтонный автомобиль Ford V-8, который был доработан американской компанией Marmon-Herrington до полноприводного варианта. В результате автомобили также начали называть Marmon-Herrington. До августа 1944 г. изготовили более 5700 единиц в различных модификациях.

История бронеавтомобилей компании Marmon-Herrington началась в 1938 г., когда Германия только начинала разжигать в Европе войну. Уже в то время правительство Южноафриканского Союза, недовольное откровенно слабыми поставками из метрополии новой техники, решило времени даром не терять и выдало заказ на постройку двух прототипов разведывательных бронеавтомобилей. Одной из компаний, имевшей собственный конструкторский коллектив и сборочные предприятия, была Marmon-Herrington. Именно сотрудникам этой компании была поручена разработка южноафриканского бронеавтомобиля.

С самого начала работы велись довольно медленно. К 1939 году была готова только часть рабочих чертежей. Однако после начала Второй мировой войны машины запустили в производство. Темпы ускорились после того, как в Великобритании узнали о проекте Marmon-Herrington. Новая машина заинтересовала представителей War Office, которые хотели получить ее для оснащения колониальных сил. Количество прототипов увеличилось до 7 штук, а в октябре был выдан заказ на создание 266 бронемашин. Вскоре объемы заказа были увеличены до 1000 единиц, хотя в Южной Африке отсутствовала база для масштабного производства подобных машин. Южноафриканцы для выпуска бронеавтомобилей закупали в Канаде шасси грузовиков «Форд», в Соединенных Штатах у компании «Мармон Херрингтон» коробки передач, в Великобритании — вооружение. Сборка бронеавтомобилей Marmon-Herrington велась в железнодорожных мастерских и на местных автосборочных предприятиях, а местные металлургические предприятия производили броневые листы.

Первые машины, которые имели большую колесную базу и привод 4х2, получили обозначение Marmon-Herrington Mk.I (южноафриканских разведывательных машин Mk I).

18 сентября 1939 года первый прототип был представлен в Йоханнесбурге. В течение трех следующих месяцев опытный образец Marmon-Herrington проходил в восточной части провинции Трансвааль усиленные ходовые испытания. После окончания испытаний в подвеску ходовой части и систему охлаждения двигателя были внесены некоторые доработки. В январе 1940 года прошла следующая серия тестов. Данные испытания завершились вполне успешно. Военное ведомство на основании имевшихся характеристик увеличило количество до 1000 серийных машин, однако более ощутимым толчком к данному шагу стал состоявшийся в мае 1940 г. немецкий «блицкриг» во Франции.

Первая модификация бронемашины оснащалась ходовой частью от 3-тонного коммерческого грузовика Ford. Колесная формула 4х2. Односкатные колеса оснащались пневматическими шинами. Подвеска на листовых рессорах. Передача мощности от двигателя осуществлялась на заднюю ось посредством 4-ступенчатой коробки передач. Задние колеса защищались специальными металлическими балками, которые крепились на крыльях колес.

Корпус южноафриканского бронеавтомобиля разрабатывался и создавался далеко не в кустарных условиях. С учетом важности проекта для разработки выделили квалифицированных военных специалистов, которые совместно с инженерами компании Marmon-Herrington создали удачную конструкцию, которая не уступала аналогам из метрополии. При толщине бронирования от 6 до 12 миллиметров добиться в текущих боевых условиях высокой живучести было проблематично. Данное обстоятельство привело южноафриканских разработчиков к тому, что бронелисты необходимо установить под максимально рациональными углами наклона. Это получилось выполнить в полной мере. Компоновка Marmon-Herrington Mk.I была типичной для машин данного типа.

Под бронированным капотом спереди находилось моторное отделение, служащее для размещения 90-сильного двигателя жидкостного охлаждения Ford V-8. Лобовые створки капота в походном положении открывались для обеспечения приемлемого охлаждения и вентиляции силовой установки. Кроме этого, они защищали фары дальнего света, которые крепились внутри капота на раме.

Отделение управления и боевое отделение были совмещены. Внутри размещались рабочие места для трех членов экипажа: командира, водителя и стрелка. По бортам корпуса закреплялись шанцевый инструмент, запасные колеса и инструменты. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через двустворчатую дверь в кормовом бронелисте и две бортовые двери. Для наблюдения служили четыре небольших люка в бортах корпуса и одни лобовой люк со смотровыми щелями.

Вооружение бронеавтомобиля Marmon-Herrington Mk.I было весьма скромным: два 7,71-мм пулемета Vickers. Один из них был установлен в лобовой части корпуса, второй пулемет — в одноместной конической башне, установленной на крыше боевого отделения.

Серийное производство Marmon-Herrington Mk.I продолжалось до осени 1940 года включительно. Первоначальные планы по производству 50 машин в месяц были трудноосуществимыми, так как южноафриканская промышленность никогда не занималась до этого выпуском боевой техники в таких объемах. Положение удалось исправить после того, как к производству подключили железнодорожные мастерские South African Railways Workshops.

Всего собрали 113 машин модификации Marmon-Herrington Mk.I. Утверждается, что они не поставлялись на экспорт и использовались южноафриканской армией только внутри страны.

В настоящее время только один экземпляр Marmon-Herrington Mk.I сохранился и является экспонатом Национального музея военной истории (ЮАР, Йоханнесбург).

Технические характеристики Marmon-Herrington Mk.I:
Шасси — Ford, колесная формула 4x2.
Максимальная скорость по шоссе — 72 км/ч.
Толщина бронелистов — 6-12 мм.
Вооружение — 2 х 7,71-мм пулемета Vickers (один в корпусе, другой в башне).
Экипаж — 3 человека.
Изготовлено — 135 единиц.

Испытав Marmon-Herrington Mk I в Восточной Африке во время стычек с итальянцами, южноафриканцы начали использовать данную модель в основном в учебных целях. Основной упор в боевом применении сделали на машины Marmon-Herrington Mk II.

Модификация бронеавтомобиля Marmon-Herrington Mk.2 имела полный привод и укороченную колесную базу. Масса автомобиля увеличилась до 6000 кг, однако ходовые качества в остальном повысились. Кроме улучшения проходимости, увеличилась и максимальная скорость — до 80 км/ч. Бронеавтомобиль Mk II был довольно простым, однако достаточно эффективным. Машина представляла собой удачную комбинацию шасси грузовика, бронированного корпуса и новой полноприводной трансмиссии.

Первые образцы Marmon-Herrington Mk.II были вооружены двумя пулеметами Виккерс калибра 7,7 мм в передней части корпуса и башне. Позже в башне около пулемета устанавливалось противотанковое ружье Бойс калибра 13,97 мм. Экипаж бронеавтомобиля состоял из четырех человек. В Marmon-Herrington Mk.II, как и в предыдущей модификации, использовался 8-цилиндровый Форд.

Первые поставки модификации бронеавтомобиля Mk.II начались в ноябре 1940 г., сразу после завершения производства Marmon-Herrington Mk.I. Данные машины после поступления на вооружение южноафриканских частей и британских в Северной Африке — основное мобильное средство разведывательных подразделений на начальном этапе этой кампании. Marmon-Herrington Mk.II доказали эффективность в решении поставленных задач. Однако слабое бронирование (толщина 12 мм) и легкое вооружение их применение ограничивали. В связи с этим в частях на машины часто устанавливали трофейные итальянские пушки Бреда (калибр 20 мм) или немецкие и итальянские пушки калибра 37 и 45 мм.

Бронеавтомобиль Marmon-Herrington Mk II выпускался в двух основных вариантах:

1) Mk II MFF (MFF — Mobile Field Force, Мобильные Полевые Силы). Предназначался для действий в составе бронетанковых или механизированных соединений. Корпус и башня в основном аналогичны Mk I, но для их изготовления использовалась не клепка, а сварка. Боевая масса — 6 тонн. Шасси Ford/Marmon-Herrington, колесная формула 4x4. Было произведено 549 штук;

2) Mk II ME (ME — Middle East, Средний Восток). Предназначался для ведения разведки, патрулирования и других самостоятельных действий на Среднем Востоке. В качестве вооружения служили: 7,7-мм пулемет Bren, установленный в башне, и зенитный пулемет Vickers или Bren. В корпусе могло монтироваться 13,97-мм противотанковое ружье Boys. Изготовлено 338 штук.

Основным театром военных действий для Marmon-Herrington стала Северная Африка, где в начале 1942 г. войска Британского Содружества смогли перехватить инициативу. К этому времени Mk.II, а также более поздняя модификация Marmon-Herrington Mk.III, имелись в составе южноафриканских сил, которые действовали в составе Восьмой британской армии. В частности, данными машинами оснащались Четвертый и Шестой бронеавтомобильные полки, а также Третий и Седьмой разведывательные батальоны южноафриканской армии. Среди соединений, применявших Marmon-Herrington, был также Kings Dragoon Guards (Королевский гвардейский драгунский полк).

Первый опыт боевого применения Marmon-Herrington Mk.II показал, что полноприводное шасси не является абсолютной гарантией высоких боевых характеристик. Машины для своего класса оказались несколько перетяжеленными, поэтому уверенно передвигаться на них можно было только по дорогам, имеющим твердое покрытие. Недостаточным оказалось и бронирование. В связи с этим на борта данных бронемашин навешивались мешки с песком. Впрочем, вооружение оставалось самым острым вопросом. С некоторых машин в процессе эксплуатации полностью демонтировались башня. На ее месте устанавливали большой бронированный щит с амбразурой. Вместо пулеметов устанавливалось самое разнообразное вооружение. В некоторых случаях пулеметы и пушки вообще не имели бронезащиты.

В качестве вооружения использовались:
— итальянские автоматические пушки Breda калибра 20 мм;
— противотанковые французские пушки Hotchkiss калибра 25-мм;
— немецкие противотанковые пушки PaK 35/36 калибра 37 мм;
— немецкие зенитные пушки FlaK 38 калибра 20 мм;
— немецкие противотанковые ружья 2.8cm sPzB 41 калибра 28 мм;
— британские пушки калибра 40 мм.

На базе бронеавтомобиля Mk II было создано большое количество различных модификаций, начиная от ремонтных и командирских машин до версий с 4 пулеметами Брен, установленными в башне. Со временем часть машин была переделана в бронированные тягачи. Для этого демонтировали башню, вооружение и некоторое оборудование. В основном подобные машины использовались для буксировки захваченных в Северной Африке трофейных немецких и итальянских артиллерийских орудий.

Также имеются данные о Marmon-Herrington, поставленных Греции. В конце 1940 г. британская армия перебросила на Балканы несколько бронетанковых подразделений, среди техники которых имелись бронеавтомобили Marmon-Herrington Mk.II. Данные машины были переданы греческой армии и применялись в апреле 1941 года в боях с немцами. После поражения вся мат. часть досталась противнику.

Производство Marmon-Herrington Mk.II прекратили во второй половине 1941 г. после выпуска 877 единиц. До настоящего времени бронеавтомобилей Marmon-Herrington Mk.II не сохранилось. Вероятно, они были отправлены на слом.

Технические характеристики Marmon-Herrington Mk.II:
Боевая масса — 5993 кг.
Экипаж — 4 человека.
Длина — 4877 мм.
Ширина — 1981 мм.
Высота — 2362 мм.
Клиренс — 279 мм.
Колесная база — 3404 мм.
Вооружение — один пулемет Vickers и одно противотанковое ружьё Boys.
Приборы прицеливания — пулеметный оптический прицел.
Бронирование:
Корпус — 12 мм.
Крыша корпуса — 6 мм.
Башня — 12 мм.
Двигатель — бензиновый, 8-цилиндровый, Ford V-8, мощностью 95 л.с.
Запас топлива — 174 литра.
Трансмиссия — ручная 4-ступенчатая КПП, карданный вал, механические тормоза.
Скорость по шоссе — 80,5 км/час.
Запас хода по шоссе — 322 км.

Следующей модификацией машины стал бронеавтомобиль Marmon Herrington Mk. III, основным вооружением которого была британская пушка калибра 40 мм. Новый бронеавтомобиль был в основном аналогичен Mk.2, однако его шасси было слегка укорочено и отсутствовали задние двойные двери. Все колеса были одинарными, оснащались пулестойкими пневматическими шинами 9,75х18 дм. Подвеска — на листовых рессорах. Силовую установку не изменили — бензиновый 8-цилиндровый двигатель Ford (мощность 95 л.с) жидкостного охлаждения. Бак вмещал 151 литр горючего.

В значительной мере изменили форму корпуса, который стал короче и приобрел угловатые очертания. Условия работы экипажа были повышены за счет установки под меньшим углом наклона кормового бронелиста и увеличения высоты боевого отделения. Кормовую дверь ликвидировали, а размеры бортовых дверей увеличили.

Еще одним новшеством стала новая конструкция башни: вместо конической — граненая с небольшой нишей в корме. Состав вооружения также изменился. Теперь он включал противотанковое ружье Boys, пулемет Vickers калибра 7,71 мм и зенитный пулемет Bren такого же калибра. Учитывая недостаточное охлаждение двигателя, лобовые щитки на модификации Mk.III ME заменили на регулируемое трехсекционное жалюзи. Это послужило причиной переноса фар на крылья колес в бронированные кожухи. В то же время Mk.III MFF сохранила «клиновидную» лобовую часть капота, которая состояла из двух бронещитков. Для связи использовалась радиостанция №19 со штыревой антенной.

Производство модификации Mk.III было начато в мае 1941 г. и продолжалось вплоть до августа 1942 г. За этот период было собрано 1780 машин модификации MFF, 798 — модификации МЕ, еще 52 — доработали под требования Light Aid Detachment. Общее количество Mk.III, таким образом, составило 2630 единиц.

Бронеавтомобиль Marmon-Herrington Mk III выпускался в двух основных вариантах:

1) Mk III MEF — сварной корпус, с рациональными углами наклона бронелистов. База шасси Ford — 2985 мм (меньше Mk II на 420 мм). Боевая масса 6 тонн. Вооружение устанавливалось только в башне. Могли использоваться: противотанковое ружье Boys, зенитный пулемет Bren или пулемет Vickers. Экипаж бронеавтомобиля составлял 4 человека;

2) Mk III ME — идентичен модификации MEF. Основным отличием было вооружение. В башне устанавливались пулемет Bren и противотанковое ружье Boys.

Marmon-Herrington Mk.III прошли боевое крещение в Северной Африке, где южноафриканские соединения действовали в интересах Восьмой британской армии. Данные бронеавтомобили в основном использовались по прямому назначению, но уже с 1942 г. их начали переводить во вторую линию. Там они сопровождали автоколонны, несли патрулирование захваченных территорий, а также общие охранные функции. Новые Marmon-Herrington, как и в случае с Mk.II, частично переоснащались трофейным вооружением — противотанковые ружья заменялись 20-миллиметровыми итальянскими или немецкими полуавтоматическими пушками. По меньшей мере один Marmon-Herrington Mk.III переоборудовали в бронедрезину — данная машина применялась для патрулирования по железным дорогам Ливии и Египта. Бронеавтомобили Mk.III MEF также поставлялись в Индию (255 штук), Малайзию (175 штук), Голландскую Вест-Индию (49 штук), в Конго в зону «Свободной Франции» (10 штук), в Британскую Западную Африку (60 штук), Мозамбик (6 штук). Броневики Mk III ME были получены силами «Свободной Франции» в Южной Родезии (24 штуки) и Северной Африке (48 штук). Часть машин индийской армии и голландские броневики захватили японцы и использовали против бывших хозяев.

В настоящее время два Marmon-Herrington Mk.III являются экспонатами музеев ЮАР и еще два бронеавтомобиля полицейского варианта выставлены в Зимбабве на открытых музейных площадках. Несколько машин данной модификации было перекуплено частными владельцами, однако об их дальнейшей судьбе данные отсутствуют.

Технические характеристики Marmon-Herrington Mk.III:
Боевая масса — 5675 кг.
Масса пустого — 5339 кг.
Экипаж — 3 человека.
Длина — 5309 мм.
Ширина — 2299 мм.
Высота — 2502 мм.
Клиренс — 279 мм.
Колесная база — 2896 мм.
Вооружение — противотанковое ружье Boys калибра 13,97 мм, пулемет Vickers калибра 7,71 мм, пулемет Bren калибра 7,71 мм.
Бронирование:
Корпус — 12 мм.
Крыша корпуса — 6 мм.
Башня — 12 мм.
Двигатель — бензиновый, 8-цилиндровый, Ford V-8, мощностью 95 л.с.
Трансмиссия — ручная 4-ступенчатая КПП.
Ходовая часть — колесная формула 4х4: колеса одинарные, шины пулестойкие пневматические размером 9,75х19 дм, листовые рессоры.
Скорость по шоссе — 88,5 км/час.
Запас хода по шоссе — 322 км.

В 1942 году стало очевидно, что предыдущие модификации южноафриканских бронемашин Marmon-Herrington, которые неплохо показали себя в Северной Африке, морально устарели. На смену им требовался улучшенный вариант, имеющий пушечно-пулеметное вооружение и усиленное бронирование. По сути, южноафриканские инженеры разработали новую машину, отличавшуюся не только вооружением, но и компоновкой корпуса.

Бронеавтомобиль Marmon Herrington Mk.IV создавался по типу немецких четырехосных бронеавтомобилей. Данная модификация значительно отличалась от предшественников, поскольку имела заднее расположение двигателя и корпус типа «монокок». Масса Mk.IV составляла 6,4 тонны.

На раму шасси был установлен корпус, собиравшейся из листов катаной бронестали (толщина 6-12 мм) при помощи сварки. Дальнейшее наращивание толщины бронирования привело бы к значительному увеличению массы и снижению ходовых качеств. Установленный на Mk.IV 8-цилиндровый бензиновый двигатель Ford V8 (мощность 95 л.с.) устанавливался в задней части корпуса. Водительская кабина и просторное боевое отделение находилось перед ним. Экипаж состоял из 4-х человек: командир, водитель, заряжающий и артиллерист.

Для обзора за местностью у водителя имелось три больших люка по бортам и в лобовой части кабины. В походном положении бортовые люки откидывались вниз, лобовой — вверх. На крыше боевого отделения была установлена восьмигранная башня с толщиной брони 12 мм. Первый прототип Mk.IV вооружался спаренной установкой полевого 2-фунтового орудия и пулемета Browning калибра 7,62-мм в стандартной танковой маске. Однако во время испытаний выяснилось, что при стрельбе отдача слишком сильная и вызывает деформацию башни. Поэтому орудие монтировалось на тумбовой установке. На серийных машинах углы наведения орудия составляли –5° .. +20°. Дополнительный пулемет Browning калибра 7,62 мм использовали в качестве зенитного. Для его установки предусматривался штырь около башенного верхнего люка. Башня вращалась ручным приводом, полный оборот совершала за 22 секунды.

Бронеавтомобиль Marmon-Herrington Mk.IV выпускался в двух основных вариантах:

1) Mk IV — новые сварные башня и корпус. Шасси с несущим корпусом. Собрано 936 автомобилей, из которых 310 имели пушечное вооружение;

2) Mk IVF — с использованием агрегатов канадского автомобиля Ford F60L. Мощность двигателя — 95 л.с. Вооружение — спаренный 7,62-мм пулемет Browning. В остальном идентичен Mk.IV. Собрано 1180 единиц.

Серийную сборку Marmon-Herrington Mk.IV начали в марте 1943 г. и продолжали до 1944 года включительно. В этот период собрали 936 машин. После этого наладили выпуск следующей модификации.

Модель Mk.IVF начали выпускать в связи с нехваткой шасси, поставлявшихся канадскими предприятиями Marmon-Herrington. Его заменили американским шасси Canadian Ford F60L 4, которое было практически идентичным предыдущему. Всего было создано 1180 машин модификации Mk.IVF, но далеко не все из них принимали участие во Второй мировой.

В сравнении с предыдущими моделями география применения Marmon-Herrington Mk.IV оказалась менее широкой — в связи с завершением боевых действий. После 1945 г. армии Британского Содружества стали избавляться от излишков путём передачи их новым союзникам. Среди «друзей» была Трансиордания, на территории которой размещался знаменитый Арабский Легион. Иорданцы получив в мае 1946 года независимость приняли в дар от англичан несколько десятков бронемашин — главным образом Marmon-Herrington Mk.IVF (10-12 единиц), а также канадские «Оттеры». В течение первых лет службы бронеавтомобили использовались по прямому назначению — выполняли на границе с Палестиной охранные функции.

В мае-июле 1948 г. «легионеры» из Второго механизированного полка приняли участие в первой арабо-израильской войне, обороняя Иерусалим. Кроме этого, машинами Marmon-Herrington Mk.IVF также располагали армии Сирии и Египта, считавшиеся в то время союзниками Великобритании. Действия арабов оказались не очень успешными: кроме потерь в живой силе, было потеряно и несколько Marmon-Herrington, которые после ремонта вводились в состав армии Израиля. Трофейные машины, учитывая слабость их бронирования, использовали главным образом для сопровождения конвоев и патрулирования.

Технические характеристики Marmon-Herrington Мк. IV:
Боевая масса — 6250 кг.
Экипаж — 3 человека.
Длина — 5435 мм.
Ширина — 2134 мм.
Высота — 2286 мм.
Вооружение — пушка Mk.IX калибра 40 мм (боекомплект 37 выстрелов), 7,7-мм пулемет Vickers (750 патронов), 7,62-мм зенитный пулемет Browning М1919А4 (1000 патронов).
Бронирование — 12 мм.
Двигатель — V-образный, карбюраторный, 8-цилиндровый, Ford V-8, мощность — 85 л.с.
Трансмиссия — четырехскоростная коробка передач, гидравлические тормоза, раздаточная коробка.
Ходовая часть — колесная формула 4x4, шины 10,50 —16 или 9,75 —18, листовые рессоры.
Скорость — 80 км/ч.
Запас хода по шоссе — 320 км.

Автор: Пётр Улякин



Еще интересное из автомира:


20-08-2017, 03:35

Вариант развития БРДМ-2

Вариант развития БРДМ-2
    Далеко не все страны имеют развитую оборонную промышленность. Поэтому им приходится либо закупать вооружения и военную технику зарубежного производства, либо модернизировать уже
30-09-2017, 17:34

Плавающая бронемашина Commando

Плавающая бронемашина Commando
    Commando является плавающей бронемашиной с колесной формулой 4x4, разработанной изначально американской фирмой Cadillac Gage. Машины предназначалась для выполнения многих ролей, в том
17-09-2017, 04:48

Самоходная артиллерийская установка Bhim

Самоходная артиллерийская установка Bhim
      Bhim — 155-миллиметровая самоходная артиллерийская установка, разрабатывалась в Авади компанией DRDO. В качестве шасси самоходной артиллерийской установки Bhim использовалось
12-03-2018, 02:19

Бронеавтомобиль Dingo 2

Бронеавтомобиль Dingo 2
    Бронеавтомобиль повышенной проходимости и модульной конструкции Dingo 2 создан компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW) на полноприводном шасси Unimog 5000 (производится на предприятиях
27-06-2017, 18:13

Свои волосы нужно доверять только профессионалам

Свои волосы нужно доверять только профессионалам
Поход в парикмахерскую, конечно, событие не уникальное, ведь довольно часто приходится прибегать к услугам ее мастеров. Но, безусловно, каждому хочется выйти из салона с отличной прической и в
Навигация
Архив