Полицейские ОБСЕ в Киргизии: уравнение со многими неизвестными

C июля 2010 года в кыргызстанском обществе проходит крайне эмоциональное обсуждение вопроса о возможности введения в зону межэтнического конфликта (в города Ош и Джалал-Абад и некоторые районы одноименных областей) полицейской консультативной групп ОБСЕ, которая должна будет включать по плану 52 невооруженных полицейских из разных стран-участниц ОБСЕ (Россия, США, Болгария, Турция, Литва, Финляндия).

С самого начала дискуссия о возможности введения полицейской консультативной группы ОБСЕ приняла открытый публичный и крайне политизированный характер, что было связано с приближавшимися парламентскими выборами, назначенными на 10 октября, и быстро вышла из пределов информационного и общественно-политического пространства на улицы и площади населенных пунктов республики. Эта тема стала одной из самых топовых в новостях на информационном и политическом пространстве.

С 22 июля 2010 года стало организовывать и проводить митинги против ввода новое общественное объединение «Народ Кыргызстана против внешних сил», появившееся как итог объединения группы молодых студентов-кыргызов Академии управления при Президенте Кыргызской Республики и пользующееся, по заявлениям его представителей, поддержкой ряда политиков и политических партий, идущих на выборы, а так же общественных организаций.Ситуация на старте переговоров

Сразу после межэтнического конфликта между кыргызами и узбеками, произошедшего 10-15 июня 2010 года в городах Ош и Джалал-Абад и отдельных местностях одноименных областей, Временное правительство Кыргызстана, возглавляемое президентом Розой Отунбаевой, обратилось за помощью к международным организациям для получения экстренной помощи для скорейшей стабилизации ситуации на юге республики.

В отличие от многих других международных структур на просьбу об оказании экстренной помощи Кыргызстану быстро откликнулось ОБСЕ. 22 июля на встрече министров иностранных дел стран ОБСЕ, проходившей в городе Алматы, было принято единогласное решение 56 стран-членов ОБСЕ об оказании помощи Кыргызской Республике сразу по пяти направлениям, одно из них – направление и размещение в зоне конфликта полицейской консультативной группы (80% финансирования для работы полицейской консультативной группы предоставят несколько заинтересованных стран-членов ОБСЕ, 20% — сама ОБСЕ).

При принятии решения члены ОБСЕ беспокоились, что межэтнический конфликт и общая нестабильность в Кыргызстане могут дестабилизировать международную ситуацию и в Центральной Азии, и далеко за пределами региона.

За неделю до принятия решения об оказании помощи Кыргызстану в республике побывали министры иностранных дел Франции и Германии – Бернар Кушнер и Гидо Вестервелле, которые встретились с президентом Кыргызской Республики Розой Отунбаевой, побывали в городе Ош, который наиболее всего пострадал в ходе июньского межэтнического конфликта. Они выступили за ввод в зону конфликта полицейских сил и создание международной комиссии для расследования трагедии.

Кыргызстан накопил большой опыт плодотворного сотрудничества с ОБСЕ. Сотрудничество ОБСЕ и МВД КР началось еще 7 лет назад, 7 августа 2003 года. За время многолетней совместной работы было достигнуто немало позитивных результатов по техническому оснащению (через безвозмездное предоставление автомашин и спецсредств) и обучению кыргызстанской милиции. Например, в ходе сотрудничества с ОБСЕ было обучено 4000 сотрудников внутренних дел. Правда, принимая во внимание большую текучесть кадров в МВД из-за низкой зарплаты и тяжелых условий труда, часть обученных сотрудников милиции сменила место службы.

Основанием для осуществления планируемой миссии полицейской консультативной группы ОБСЕ является «Меморандум о взаимопонимании», который был подготовлен в ходе переговоров между руководством ОБСЕ и правительством Кыргызстана и должен был быть подписан в конце августа, но подписание пока не состоялось из-за активного противодействия со стороны ряда политических сил и групп внутри самой республики.

Первоначально планировалось размещение полицейской команды с целью мониторинга, консультирования и кураторства над МВД. В ходе переговоров по желанию кыргызстанской стороны (в первую очередь, было учтено мнение руководства республиканского МВД) был изменен формат миссии полицейской консультативной группы, которая, по плану будет проводить только мониторинг, наблюдение и консультирование сотрудников МВД.

Каждая из сторон будет иметь право на расторжение подписанного меморандума. Срок размещения полицейского контингента – четыре месяца с пролонгацией при наличии согласия обеих договаривающихся сторон.Видение ситуации изнутри: бурная активность как проявление борьбы интересов

Информация о переговорах между Временным правительством и ОБСЕ быстро стала известна СМИ, что дает возможность предполагать, что таким способом власти хотели подготовить общество к появлению полицейских ОБСЕ и прощупать общественное мнение по этому вопросу.

Если судить только по СМИ, заявлениям и действиям ряда политических и общественных организаций и лиц, то реакция кыргызстанского общества была в основном негативная. Все многократно повторяемые основные доводы противников ввода полицейской консультативной группы сводятся в итоге, после отсеивания эмоциональных популистских заявлений, к следующему – якобы Кыргызстан сам способен справиться с решением своих внутренних проблем (в том числе, со стабилизацией ситуации в зоне межэтнического конфликта), ввод полицейских ОБСЕ якобы приведет Кыргызстан к повторению «косовского варианта» (то есть к возможному распаду республики), якобы основная цель полицейской консультативной группы – сбор информации об июньском межэтническом конфликте, якобы полицейские встанут на сторону узбеков и напишут плохой отчет о кыргызах, полицейские, не знающие кыргызского и узбекского языка, менталитета местного населения, не смогут разобраться в сложной ситуации на юге Кыргызстана и помочь милиции.

Приводимые доводы малозначительны и несостоятельны. Например, Россия и Турция могут предоставить для участия в полицейской консультативной группе полицейских, которые свободно владеют тюркскими языками (отмечу, что турецкий, татарский и башкирский языки достаточно похожи на кыргызский и узбекский) и хорошо разбираются в культуре, религии и менталитете населения юга Кыргызстана. ОБСЕ не нуждается в дополнительном сборе информации о случившемся конфликте, так как в Оше в обычном режиме работает центр ОБСЕ.

Представители ОБСЕ разного уровня несколько раз разъясняли позицию самой организации. Целью планируемого ввода полицейской консультативной группы является оказание консультативной помощи органам внутренних дел Кыргызстана, в которой они сейчас действительно нуждаются.

Если беспристрастно посмотреть на ситуацию вокруг полицейских ОБСЕ, то в нее в той или иной мере вовлечены разные группы участников с различными (а иногда и диаметрально противоположными) интересами и целями. Население в зоне конфликта боится возможного обострения межэтнической ситуации. В отличие от кыргызской общины кыргызстанские узбеки поддерживают идею ввода полицейской консультативной группы ОБСЕ в зону июньского межэтнического конфликта.

Центральные власти стремятся к быстрой стабилизации ситуации и получении объективной, проверенной информации, что приведет к восстановлению заметно ослабшей после апрельской смены режима вертикали исполнительной ветви власти, что является безусловным императивом для сохранения Кыргызстана и скорейшего выхода из тяжелого политического и экономического кризиса.

Власти регионального и местного уровня заинтересованы в том, чтобы им не мешали заниматься своими делами (передел собственности, борьба за власть и ресурсы и т.д.), чему может сильно помешать наличие независимых и высокопрофессиональных иностранных полицейских. Многие политики, политические и общественные организации стремятся заработать на этом вопросе, с помощью популистских выступлений и лозунгов (иногда они переходят в явно националистические), высокие рейтинги в проходящей парламентской гонке.

Криминал и местные неформальные лидеры заинтересованы в сохранении нестабильности в течение максимально длительного периода времени, чему могут реально помешать иностранные полицейские.

Из внешних акторов идею ввода полицейской консультативной группы ОБСЕ активно и последовательно поддерживают США, ряд стран ЕС, Турция и международные организации. Все они связывают ввод полицейских ОБСЕ с последующим международным расследованием июньского межэтнического конфликта.

Американская позиция по данному вопросу была озвучена во время встречи Барака Обамы и Розы Отунбаевой, которая прошла 24 сентября в Нью-Йорке в рамках Генеральной ассамблеи ООН. Президент США высоко оценил действия президента Розы Отунбаевой в остановке волны насилия, которое имело место на юге Кыргызстана в июне 2010 года. Президент Барак Обама призвал главу Кыргызстана принять дальнейшие меры для предотвращения возобновления насилия, в том числе он призвал утвердить развертывание полицейской консультативной группы ОБСЕ в составе 52 человек и начало работы международной комиссии по расследованию причин трагической гибели людей в июньских событиях.Полицейская консультативная группа ОБСЕ: ввести нельзя отказать

В ходе политической борьбы за депутатские мандаты и политические рейтинги кыргызстанскими политиками были оставлены в стороне реальные проблемы, продолжающие существовать в зоне так и не решенного межэтнического конфликта. Для их быстрого и эффективного решения требуется значительная внешняя помощь со стороны международных организаций и мировых держав. На формат и объем оказываемой и планируемой внешней помощи может позитивно повлиять решение о вводе полицейских ОБСЕ. Деятельность полицейских в зоне июньского конфликта ОБСЕ может сделать оказываемую Кыргызстану внешнюю помощь более эффективной и целевой.

Высшее руководство Кыргызстана решило не идти на обострение текущей политической ситуации, которая и так достаточно накалена предстоявшими парламентскими выборами, политической борьбой за власть, ресурсы и популярность. Пока решение вопроса о вводе полицейских ОБСЕ отложено до подведения итогов парламентских выборов в Кыргызстане (и последующего формирования легитимного правительства, которое будет опираться на парламентское большинство, и поэтому сможет принимать и реализовывать любые внешнеполитические решения), то есть как минимум до середины октября.

Возможно, полицейские ОБСЕ появятся в городах Ош и Джалал-Абад и некоторых районах одноименных областей Кыргызстана, так как США, некоторые другие страны дальнего зарубежья и международные организации поддерживают эту идею и поэтому могут оказать содействие в ее реализации.

Но окончательный ответ на этот вопрос будет зависеть от нового созыва парламента, в который по предварительным итогам выборов прошли политические партии, заявляющие о своей пророссийской ориентации («Ата-Журт» («Отечество»), «Социал-демократическая партия Кыргызстана», «Ар-Намыс» («Достоинство»), «Республика»). Одна из них, лидер по числу набранных голосов «Ата-Журт», еще придерживается «национал-патриотических» взглядов, и в основном поддерживается кыргызами южных регионов Кыргызстана. Вряд ли эти партии и их лидеры легко согласятся на ввод полицейских ОБСЕ в республику.

Также при окончательном решении вопроса о вводе полицейских ОБСЕ будет учтена позиция стратегических партнеров Кыргызстана, в первую очередь России.