«ЕдРо» применила в регионах скандальный московский сценарий?

Окончательные итоги прошедших региональных выборов ЦИК РФ объявит через неделю, но уже понятно, что партия власти победила своих соперников с большим отрывом, набрав в среднем около 60% голосов избирателей (что на 7% больше по сравнению с аналогичной весенней избирательной кампанией). Единороссы в очередной раз торжествуют, утверждая, что доверие народа к партии неизменно растет и пытаются прогнозировать себе высокий результат на федеральных парламентских выборах 2011 года.

Доволен выборами и глава ЦИК Владимир Чуров. Во-первых, потому что явка на них в среднем была на 10% выше, чем в марте. А во-вторых, потому что непарламентские партии выступили «очень существенно». Если на прошлых региональных выборах они получили только 27 мандатов, то сейчас — не менее 167. По словам Чурова, партия «Правое дело» улучшила свой результат в 20 раз, а «Патриоты России» — в 30 раз. «Это немного, но это успех», — подчеркнул глава ЦИК, имея в виду, что к этому «успеху» причастно и его ведомство. Могли ведь провести и тотальную «зачистку» перед выборами, но сняли не всех. Некоторых пощадили. Получилось не только экзотично, но и почти демократично.

Впрочем, если об этой избирательной кампании говорить серьезно, то можно с сожалением констатировать дальнейшую деградацию самого института выборов в нашей стране. После думского демарша оппозиции и личного вмешательства в скандал самого президента, появилась какая-то надежда на то, что даже в условиях «суверенной демократии» можно сделать процесс выборов более честным и адекватным. На мартовских выборах партия власти была вынуждена немного смягчить административный ресурс, и это неизбежно сказалось на результатах: «Единая Россия» не выполнила своих традиционных плановых заданий и более чем в половине регионов не смогла дотянуть до 50%, хотя средний ее показатель был выведен цифрой 50,5%. (Ну не должна партия власти опускаться ниже этой планки — избиратель может не так понять). На самом деле вряд ли можно назвать «провалом» тот уровень поддержки, который получили тогда единороссы — это были просто более-менее объективные результаты фактического, а не «надутого» рейтинга партии.

Однако этот «урок демократии» явно не понравился «Единой России». Судя по всему, он научил ее только одному: впредь надо побеждать любой ценой, тем более, что победителей у нас не судят. О том, что партия власти отныне «не будет помогать своим конкурентам» и проведет выборы «максимально жестко», было заявлено задолго до осеннего дня голосования. Хорошо, что предупредили. Плохо, что вернулись к своим прежним методам ведения политической борьбы — административному давлению и манипулятивным «черным» технологиям. Видимо, без этого единороссы никак не могут обойтись, и никакие президентские указания на них не действуют.

Оппозиция называет прошедшие выборы «вакханалией», ведь еще в ночь с воскресенья на понедельник на горячей линии ассоциации «Голос» число зафиксированных нарушений сравнялось с итоговой цифрой нарушений на мартовских выборах. Глава думской фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев считает, что нынешняя кампания была «покруче и намного грязнее, чем в марте». Только за одну ночь после выборов «СР» подала 200 жалоб на нарушение избирательного законодательства, — заявил лидер партии Сергей Миронов. КПРФ, по словам главы юридической службы партии Вадима Соловьева, подала в разные инстанции более 800 жалоб.

Но в самом ЦИКе, как уже было сказано, выборами довольны. Чуров считает, что серьезных проблем нет, а «отдельные мелочи» не могли повлиять на результаты. В «Единой России» утверждают, что жалобы оппонентов вообще не обоснованы и ничем не подтверждены, это просто «традиционная тактика оппозиции».

Тем не менее, анализируя нынешнюю избирательную кампанию, которая была самой масштабной в преддверии выборов в Госдуму, многие эксперты приходят к выводу о том, что по количеству нарушений и «наглому использованию административного ресурса» она практически сравнялась с самыми скандальными региональными выборами октября 2009 года. Петербургский политолог Владимир Гельман, например, считает, что данное мероприятие вообще сложно назвать выборами — это было именно плановое голосование с заранее известным результатом.

То, что год назад при голосовании в Московскую городскую думу вызвало грандиозный скандал, потому что сама расстановка нужных результатов осуществлялась предельно бесстыдно, теперь происходит во многих регионах России. Политолог отмечает, что никто по этому поводу сильно «бузить» не будет, потому что партии власти все сходит с рук, к тому же она старается «откупиться» от оппозиции небольшими подачками. Но, заключает Гельман, «цифры прошедших в воскресенье выборов никакого отношения к волеизъявлению избирателей не имеют».

Такой же точки зрения придерживается и вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Комментируя победные для «Единой России» результаты, которых она добилась в Тыве и Белгородской области, политолог замечает, что это напоминает московские выборы прошлого года. Он не сомневается в том, что со стороны республиканской и областной администраций был продемонстрирован «высокий уровень управляемости выборов».

Прямую аналогию нынешних региональных выборов с московскими находит и эксперт ассоциации «Голос» Александр Кынев. Как тогда, так и сейчас избирательная кампания имела «три составные части». На первой стадии максимально жестко отсекались от участия в выборах любые нежелательные кандидаты: фактически регистрировались только кандидаты от «Единой России» и их дублеры. На второй стадии создавалось максимальное информационное доминирование партии власти: ее соперникам не предоставляли ни платного, ни бесплатного времени в телеэфире, ни газетных площадей. При этом велась активная косвенная реклама кандидатов от власти. Соперникам «Единой России» всеми способами препятствовали размещать и распространять свою агитационную продукцию. И завершалось это политическое действо массовыми нарушениями при самом голосовании и подсчете, когда любой ценой оформлялся заранее заданный результат.

По мнению эксперта, «запаса относительной скромности и стеснения» после скандальных московских выборов у единороссов хватило лишь на несколько месяцев. Вскоре они поняли, что только тот сценарий и может быть для них «базовым». При этом в ряде регионов «победный сценарий» дополнялся технологиями «черного пиара» и негативной агитации весны 2010 года. Под кампании дискредитации попали все без исключения соперники «Единой России».

Что касается манипуляций при самом голосовании и подсчете голосов, то, по словам Кынева, «стесняться перестали совсем: подкуп шел нагло и крайне цинично, никто никого не боялся, прекрасно понимая, что будут жалобы или нет, но верная система избирательных комиссий признает законным все что угодно». Выборы превратились в фарс и самым ярким проявлением этого фарса, по мнению эксперта, стала «ситуация запредельного «единства» в одном из самых нищих регионов страны». Результаты выборов в Тыве, где на некоторых участках за партию власти якобы отдали голоса 99,9% избирателей, это «наглядный пример адекватности выборов как таковых».

Как считает доктор политических наук Григорий Голосов, «Единая Россия» просто выполнила свои «плановые ориентиры» и это может иметь стратегическое значение. Сейчас партия власти стремится к тому, чтобы в 2011 году совместить будущие региональные и федеральные выборы. Для этого ей нужно было зафиксировать в СМИ и в общественном мнении ситуацию, при которой она остается «непоколебимо лидирующей партией». Это и произошло. И теперь администрация Кремля будет решать, целесообразно ли проводить Единый региональный и федеральный день голосования.