Россия – Грузия: время работает на Грузию

Грузинскому руководству не стоит надеяться, что США пойдут на резкое ухудшение отношений с Россией, чтобы вернуть Грузии оккупированные территории.
Или же западная Европа, во главе с мужем Карлы Бруни, выйдет из анабиозного сна и в жесткой форме потребует вывода российских войск из Абхазии и Цхинвальского региона, а также возвращения беженцев, как это предусмотрено в шестипунктном соглашении «Медведева-Саркози».

Запа
ные страны за 2 года, прошедших с войны 2008 года, послали Грузии не один четкий мессидж: мы поможем в проведении демократических реформ, но проблему урегулирования отношений с Россией и объединения страны должны решать сами грузины.

Такая позиция западных стран не удивительна – они предпочитают быть наблюдателями, нежели делать резкие движения, которые могут вызвать неадекватную реакцию Кремля.

Это положение, удобное для стран западной Европы, абсолютно неприемлемо для Грузии.

Грузия – страна с 4-миллионным населением, с 38-тыс. армией, являющейся самой малочисленной на Кавказе (для сравнения, численность ВС Армении – 60 тыс., ВС Азербайджана – 128 тыс., ВС РФ – более 1 млн. человек).
Грузия также не может конкурировать с Россией в позициях международного политического веса или экономических возможностей.

На первый взгляд кажется, что ситуация и вправду безнадежна, а оккупированные территории потеряны навсегда.
Однако существует несколько вариантов развития событий, при которых Россия в силу обстоятельств будет вынуждена отказаться от контроля над Абхазией и Цхинвальским регионом, либо добровольно передаст управление ими Грузии.

Первый – это приход к власти в России демократически избранного руководства, для которого главными приоритетами будет не усиление «вертикали власти», а построение демократических институтов, борьба с коррупцией, проведение экономических и социальных реформ, повышение благосостояния населения.
Т.е. то, чем занимаются политики на Западе и в Грузии.

Такому руководству гораздо важнее будет иметь в стратегических союзниках целостную и демократическую Грузию, нежели живущие за счет российского налогоплательщика квази-государства, вроде т.н. «Южной Осетии» и Абхазии.

Подобное развитие событий было бы благоприятным не только для соседей России, но и для российского народа, который давно «положил зубы на полку» в ожидании «лучших времен».
Однако надо признать, что шансы таких изменений примерно равны появлению в Москве-реке говорящей Золотой рыбки, если учитывать нынешние реалии, а также исторический путь России с его казнями, запретами и всяческими кровавыми подавлениями бунтов.

Второй вариант – это дальнейшее ухудшение экономической ситуации, которое вынудит Россию брать политические обоснованные кредиты (по примеру Советского Союза горбачевских времен).
Внешний коммерческий долг России составляет 500 млрд. долларов. Основными должниками заграничных инвестфондов и банков являются: Газпром (более 60 млрд. долл. на начало 2010 года), Роснефть (около 20 млрд. долл. на начало 2010 года) и другие компании, владельцами которых являются приближенные к власти люди.

Государственный долг по проекту бюджета на 2011-2012 год к началу 2010 года достиг 37 млрд. долларов.
При этом «подушка безопасности» российской экономики, стабфонд, будет исчерпан в этом году. К тому же российская власть не способна повысить эффективность и конкурентоспособность собственной экономики путем её либерализации, т.к. это приведет к потере контроля над её основными активами близких к Путину лиц. Поэтому единственным выходом в сложившейся ситуации является заимствование финансовых средств на Западе.

В свою очередь Запад, путем предоставления политически обоснованных кредитов, будет продавливать переход российского государства на систему ценностей, свойственную своим государствам, либо предложит российскому руководству пересмотреть сферы влияния, и распрощаться с претензиями на политическое влияние в странах бывшего СССР, вставшими на демократический и прозападный путь, таких как Грузия.

Для российского руководства демократизация России означает неминуемый политический крах, поэтому Кремлю придется выбрать второй вариант, вывести все свои вооружения с оккупированных территорий, и не вмешиваться в процесс воссоединения Грузии.

Третий – ухудшение ситуации на северном Кавказе с дальнейшим его отделением от России.
Главная проблема северного Кавказа состоит не в том, что количество совершаемых за год терактов скоро достигнет четырехзначной цифры, или что правящие там элиты — одни из самых коррумпированных в Российской Федерации. Главная проблема — что эти республики уже сейчас практически ничем не связаны с Россией кроме денег, которые приходят из центра.

Число русского населения, бывшего основным проводником пророссийской политики, в Чечне и Ингушетии колеблется в пределах статистической погрешности.
Чем больше времени проходит, тем сильнее ощущается ментальный и культурный разрыв между жителями северного Кавказа и остальной Россией.

При правлении Путина все эти проблемы приняли катастрофический характер.
Политика Кремля (лишь для «укрепления вертикали власти») назначать на пост президента республик «своих» людей, которые не способны решать ни социально-экономических, ни криминальных проблем, привела к беспрецедентной коррупции и беззаконию. При этом Москва пытается «потушить» Кавказский пожар то путем финансовых вливаний, приводящих лишь к увеличению благосостояния высоких чиновников, то контртеррористическими операциями, зачастую кончающимися смертью мирных граждан и ростом протестных и происламистских настроений.

Если политика на Кавказе не изменится кардинальным образом (а нынешние правители России доказали, что они не способны что-то изменить), то пришедшее на смену Путину и его команде руководство, рано или поздно будет вынужденно само отделиться от северного Кавказа, чтобы построить демократическое, экономически развитое государство, а не тратить деньги на дотационные республики с депрессивным населением.
Именно отделиться, потому что от кормушки в виде российского бюджета северокавказские элиты самостоятельно не откажутся никогда.

Для всего цивилизованного мирового сообщества, и в первую очередь для россиян, лучшим вариантом было бы превращение России в свободное и «прозрачное» государство, которое стало бы демократическим лидером на евроазиатском континенте.
Однако, как писалось выше, исходя из нынешней ситуации, уровня политической воли российского общества (точнее ее полного отсутствия), уровня чиновничьего и силового произвола, а также демократических свобод в России реализуется совсем другой сценарий.

Возможно, многим покажется, что данный анализ – бред грузинской пропаганды.
Однако пусть уважаемые читатели спросят у людей постарше, мог ли кто-нибудь из них в 1985 году предположить, что через 5 лет могучий СССР развалится. В то время, когда Красная армия победоносно выполняла свой «интернациональный долг» в Афганистане, а ареал советского политического влияния простирался от ГДР до Кубы, мог ли кто-нибудь представить что советские (российские) войска выведут не только из стран восточной Европы, но и из бывшего СССР?! Никто.