Россия покупает у Франции вертолетоносец «Мистраль»

На этой неделе министр обороны России Анатолий Сердюков, отвечая на вопрос журналистов о том, зачем нашей армии нужна западная техника, сказал, что армия, выступая покупателем, пытается выбрать лучшее. Эта тема вызывает в последнее время много споров и самые жаркие дискуссии разгорелись вокруг возможной покупки Россией французского вертолетоносца «Мистраль».

Полчаса полета, и пилоты транспортного вертолета готовятся к посадке на «Мистраль». Корабль, о необходимости покупки которого Россией эксперты спорят уже не один месяц. Крупный военный заказ за границей — такого еще не было. Хоть палуба и почти 200 метров, сверху она не кажется такой уж большой, и приземлиться здесь при шквальном ветре — совсем не просто.

Капитан Фредерик Барбе главный на авиамостике. Он сам пилот французских ВВС и свою первую посадку на корабль запомнил на всю жизнь.

Фредерик Барбе, руководитель полетов УДВКД «Мистраль»: «Погода в тот день была хуже не придумаешь: ветер, качка. Я пилотировал старенький вертолет — это было уже много лет назад, но я помню все, как будто вчера садился. Поэтому теперь я всегда стараюсь помочь пилотам во время посадки».

На палубе «Мистраля» Фредерик принимал и российские вертолеты во время визита в Петербург. Впечатление тоже осталось сильное.

Фредерик Барбе, руководитель полетов УДВКД «Мистраль»: «Мы принимали российские Ка-27, Ка-29 и Ка-52. Последний производит самое сильное впечатление — очень мощная машина».

На «Мистрале» 6 вертолетных площадок. Еще 10 машин помещаются в ангаре под палубой. Здесь же и ремонт, и подготовка к вылету.

Филипп Тиссо, старший офицер по безопасности на палубе УДВКД «Мистраль»: «Процедура такова: мы получаем команду, выкатываем вертолет на специальные лифт и поднимаем на палубу, где запускаем двигатели. Все занимает не больше 40 минут».

На боевом мостике готовятся к отражению воздушной атаки. Пролетает истребитель, за ним — мишень. Учебная цель условно сбита. На кухне в это время уже почти готов обед.

Стэйки из говядины с печеной картошкой и салат с запеченным козьим сыром. На корабле еще и своя пекарня — французские багеты, говорит главный повар, даже лучше, чем дома. Мишель Джером работает на флоте уже 20 лет. Он уверен, не важно, где ты готовишь — главное должно быть вкусно.

Мишель Джером, главный повар УДВКД «Мистраль»: «Мы ведь уходим в море на несколько месяцев, и мы готовим для экипажа изо дня в день. Очень важно, чтобы людям нравилась еда — у них же нет возможности пойти в другой ресторан. Главное — готовить с душой».

При полной загрузке на «Мистрале» могут находиться почти 900 человек. Плюс еще госпиталь на 70 коек с двумя операционными и даже томографом. Кубрики максимум на 6 человек и в каждом туалет и душ».

Впрочем, главное в этом корабле, конечно, не комфорт.

На капитанском мостике «Мистраля» Ксавье Моро уже год. До этого командовал фрегатом, а в прошлом он — пилот вертолета. Капитан говорит, главная ценность этого корабля — универсальность. Вместо четырех — один.

Ксавье Моро, капитан УДВКД «Мистраль: «Этот корабль, как швейцарский нож, со множеством функций. Другие корабли не могут выполнять и половину того, на что способен «Мистраль. Он построен с учетом возможности выполнения нескольких миссий — и военных и гуманитарных. Но в первую очередь, это, конечно, десантный корабль».

Кроме вертолетного, на «Мистрале» еще два ангара для техники — здесь может разместиться около сотни бронемашин или 13 тяжелых танков «Леклер», которые, кстати, больше российских Т-90, так что даже есть запас. Десантировать технику и морскую пехоту «Мистраль» способен прямо в море и практически в любую погоду.

На выход из дока десантным катерам нужны считанные минуты — дальше все уже зависит от задачи конкретной операции. Вообще, военные эксперты говорят, будущее сейчас как раз за кораблями такого класса, как «Мистраль». Ведь он способен нести почти два десятка военных вертолетов, высаживать десант и технику, а кроме того, это еще и штабное судно, с борта которого можно управлять военными операциями с участием разных родов войск — от авиации до артиллерии. Вдобавок это еще и плавучий госпиталь. Получается четыре в одном. И такая универсальность в современных условиях часто становится необходимой.

В российском флоте альтернативы «Мистралю» в общем-то нет. Многие говорили о большом десантном корабле проекта 1174, по вооружению и способности нести боевую технику он даже превосходит французский корабль, но авиагруппа на нем — всего четыре вертолета, не говоря уже о том, что последний БДК этой серии уже списан и выставлен на продажу в качестве металлолома.

Эксперты говорят, главная ценность «Мистраля» в его способности быть штабным судном, и переговоры сейчас в основном идут о передаче соответствующих технологий, без которых это просто бессмысленная покупка.

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий: «В контексте военной реформы происходит создание как бы объединенных стратегических командований, когда в зависимости от той угрозы, на том или ином театре военных действий — флот, сухопутные войска, ВВС — действуют совместно под руководством того, кто назначен главным для отражения той или иной угрозы, то на определенных театрах военных действий, конечно же, подобного рода корабль нам чрезвычайно был бы полезен».

Пока речь идет о схеме покупки два плюс два. Два ветролетоносца построят во Франции, еще два на российских заводах. Каждый стоит примерно 500 миллионов евро, плюс еще вертолеты и развитие инфраструктуры. Получается довольно дорого, но, эксперты говорят, это позволит загрузить работой российские военные предприятия, так что затраты в итоге окупятся.