Белорусские геополитические метаморфозы

Снятие белорусского правящего режима с российских углеводородных дотаций заставляет нас пристально присмотреться к возможным вариантам развития событий в Республике Беларусь. К сожалению, зачастую наблюдатели придерживаются упрощенных схем, которые сводятся лишь к проблемам в двусторонних отношениях между Россией и Беларусью, при этом упускается из виду широкий геополитический контекст. А именно в последнем случае пытливый исследователь может найти ключ к пониманию происходящего в Минске.

В течении 16 лет правящий в Минске клан смог три раза поменять геополитичекую ориентацию. Поначалу Беларусь исполняла оплачиваемый Москвой российский геополитический заказ на недопущение НАТО к своим границам. С нарастанием мирового финансового кризиса, с падением цен на нефть и снижением степени конфликта с Западом «белорусский геополитический товар» начал терять свою цену, что привело к сокращению субсидирования Минска. После чего Лукашенко попытался позиционировать Беларусь, как часть санитарного коридора между ЕС и Россией в рамках «Восточного партнерства». Когда стало очевидным, что данное «партнерство» есть бумажный тигр и что Брюссель не горит желанием раскошелиться на поддержание белорусской экономики, белорусскому президенту пришлось искать новую геополитичекую роль, способную вдохнуть новую финансовую жизнь в наполовину разложившееся тело белорусского правящего клана.

Эта геополитическая роль обусловлена событиями на Ближнем Востоке.

Признаки войны против Ирана

Многие признаки говорят о том, что объединенные силы Израиля и НАТО готовы нанести удар по Ирану. В первую очередь — это активность израильских ВВС. 27 июня с.г. израильская сторона неохотно признала потерю вертолета в румынских Карпатах на военных маневрах Blue Sky 2010, во время которых отрабатывались атаки израильской, американской и румынской авиации на туннели и бункеры.

В данном случае отрабатывались методы полетов на низких высотах и малых скоростях в узких горных долинах с целью изучения методов обхода иранских радаров и скрытного приближения к иранским ядерным и ракетным обьектам. Учения проводились среди горной местности, рельеф которой практически идентичен с рельефом местностей в Иране. Также при участии Греции, Болгарии и Румынии отрабатывалась переброска израильских коммандос на глубину 1600 км при помощи вертолетов типа CH-53. Вертолет данного типа как раз и потерпел катастрофу в условиях густого тумана, столкнувшись с горным склоном.

Уже 6-10 июня с.г. в пустыне Негев прошли совместные учения американских и израильских ВВС под названием Juniper Stallion 2010. В их ходе 60 самолетов типа F-18 Super Hornet стартовали с палубы авианосца Harry S. Truman и бомбили цели на полигоне Nevatim. Параллельно цели на данном полигоне бомбили самолеты типа F-16, стартовавшие с аэродромов Германии и Румынии и дозаправлявшиеся в воздухе. Бомбились также цели в Средиземном и Красном морях. После запрета Турции на использование своего воздушного пространства против Ирана, основными опорными пунктами антииранской коалиции являются две авиабазы НАТО на черноморском побережье.

Одна из них — Mikhail Kogalniceanu — находится неподалеку от румынского города Констанца, вторая — Bezmer — на болгарской территории. Обе используются для переброски военных материалов и техники в Азербайджан, Грузию, Израиль и Саудовскую Аравию. Специально для атаки на Иран еще в 2008 г. в Израиле была построена систама радаров, способная управлять большими массивами авиации в воздушном пространстве — вплоть до гор Гиндукуша.
Израиль, поняв, что отношения с Турцией уже не восстановить, старается привлечь на свои сторону шатающееся правительство Греции. Премьер Георге Папандреу открыл воздушное пространство Греции для израильской авиации в надежде на привлечение денежных вливаний в разваливающуюся греческую экономику. Это позволило израильским ВВС провести самые масштабные учения над Эгейским морем и континентальной Грецией, в рамках которых были задействованы около 100 самолетов типа F-15 и F-16. Премьер Папандреу также разрешил проведение учебных атак израильских самолетов против ЗРК С-300, поставленных в Грецию Россией в 2000 г.

Следует также отметить, что наряду в ВВС США и Израиля в подготовке удара по Ирану участвуют также вооруженные силы Саудовской Аравии, Египта, Иордании, ОАЭ, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, которые предоставляют инфраструктуру и разведданные. Россия, отказавшись от поставок ЗРК С-300 Ирану, внесла один из решающих вкладов в действия антииранской коалиции. Все это свидетельтвовало о том, что операция против Ирана будет вот-вот проведена. Однако в самую последнюю минуту в военно-логический ряд вмешался китайский фактор.

Китайский фактор

3 октября с.г. иранское агентство Press TV распространило новость следующего содержания:

«The Islamic Republic of Iran has reportedly opened its airspace to Chinese warplanes taking part in joint military maneuvers with Turkey».

В данном случае речь шла о предоставлении иранского воздушного пространства для китайской авиации, которая участвует в совместных с Турцией военных учениях Anatolian Eagle. Новость примечательная по двум основаниям: во первых, китайцы впервые проводят учения на территории страны-члена НАТО, и, во-вторых, появление китайских ВВС меняет всю геополитическую картину на Ближнем Востоке, смешивает карты американо-израильским «поджигателям войны».
Также следует упомянуть и разыгрываемую китайцами греческую карту: 3 октября с.г. находящийся в Афинах китайский премьер Вен Жиабао предложил финансовую помощь Греции… после чего отбыл в Турцию наблюдать за ходом учений Anatolian Eagle…

Налицо тактика китайцев, направленная на расшатывание юго-восточного фланга НАТО и создание пояса безопасности вокруг Ирана путем своего присутствия и создания нового военно-политического блока.

Турецкий гамбит Лукашенко

Примечательно, что наряду с китайским лидером в Турции оказался и Лукашенко. Скоропостижный визит Александра Григорьевича в Анкару наводит на некоторые размышления. Существуют некоторые предположения, что Лукашенко встречался в Турции не только с президентом Гюлем и премьером Эрдоганом, но и с Вен Жиабао. Учитывая частоту и уровень визитов в Беларусь лиц, относящихся к военно-политической элите КНР, следует предположить, что такая встреча была возможна. Кроме того, существует предположение, что в учениях Anatolian Eagle участвует и белорусская авиация. На данную мысль наводит сообщение того же иранского агенства Press TV:

«Turkish F-16, Chinese Su-27 and Mig-29 fighter jets took part in mock dogfights during the drills».

Следует отметить, что на вооружении ВВС КНР не состоят МИГ-29, но они в достаточном количестве имеются в Беларуси.

Что за всем этим стоит?

Следует предположить, что китайское присутствие на Ближнем Востоке будет расширяться. Мы также предполагаем, что КНР попытается создать военный блок в составе Анкары, Тегерана, возможно Дамаска, а также Минска. Новая геополитическая роль Беларуси будет определяться интересами Китая, Ирана и Турции. Эта новая роль обусловлена сближением русских с НАТО и сдачей ими позиций на Ближнем Востоке. Уступка Москвы израильскому лобби в вопросах поставок ракетных комплексов Ирану и Сирии указывает Лукашенко путь в поиске новых спонсоров, а также место Беларуси в антироссийской геополитической дуге, опоясывающей Россию от Владивостока до Пскова.

Мы также предполагаем, что в случае создания данного военно-политического блока возможно размещение некоторого количества ракетных комплексов Shahab-3 иранского прозводства на территории Беларуси. Оснащенные боеголовками с бинарными ОМП, эти комплексы способны поразить Берлин, Варшаву, Прагу, Братиславу, Вену, а также Москву и Санкт-Петербург.

Поиск новых спонсоров ведет белорусского президента к новым геополитическим ролям. И они будут им сыграны, т.к. на кону физическое выживание клана Лукашенко.