Правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2011-2013 гг

Траты на социалку растут, дефицит средств уменьшается, расходы на техническое совершенствование увеличиваются. Но… даже бюджетный мёд без дёгтя не бывает. Треть госбюджета следующего года — 3,4 трлн руб. — потратят на социальные нужды. С 1 января проиндексируют пособия. К примеру, при рождении ребёнка мамы станут получать на 700 руб. больше — 11,7 тыс. руб. Размер материнского капитала вырастет на 22,3 тыс. руб. — до 365,7 тыс. руб. А с февраля 2011 г. средний размер трудовой пенсии по старости составит 8,8 тыс. руб., т. е. на 600 руб. больше.

Вроде денег у населения прибавится. Однако купить на них больше товаров, чем раньше, вряд ли получится. Потому что даже официальная инфляция в этом году составит 7,5%, а реальная раза в два больше. А в будущем году она обещает ещё нарастить обороты, ведь подорожают одежда и
многое другое, повысятся тарифы.

Как сложитсся с нефтью, сказать никто не может.

Теперь об общем кошельке, точнее, о его дефиците. В будущем году при запланированных доходах (8,8 трлн руб.) и расходах (10,6 трлн руб.) нам не хватит аж 1,8 триллиона. Чем будем затыкать финансовую брешь? Резервный фонд нас не спасёт. Дело в том, что на 1 сентября в нём оставалось всего 1,2 трлн руб. А до 31 декабря нужно залатать дыру на 0,5 трлн руб. больше. Надежды на то, что другие страны дадут нам в долг на приемлемых для нас условиях, тоже мало. Да и на внутреннем рынке шаром покати. Судите сами: в этом году Минфину удалось «стрельнуть» лишь четверть от запланированных внутренних заимствований. Что же спасёт страну от безденежья? Например, приватизация пакетов акций крупнейших госкомпаний. За
них за три года Минфин планирует выручить 883,5 млрд руб. Если провести приватизацию грамотно, то можно эту цифру как минимум удвоить.

Как и раньше, власти очень надеются на нефть-кормилицу. Прогноз её среднегодовой цены — 75 долл./барр. в 2011 г., а в 2012 и 2013 гг. — и вовсе 78 и 79 долл./барр. Если пять лет назад всё, что превышало 27 долл./барр., шло в Стабфонд, то сейчас накопления не предусмотрены. Это тревожный звоночек — значит, с деньгами у нас совсем беда. Мало того что бездефицитным бюджет-2011 мог бы стать лишь при цене не менее 120 долл./барр., так ещё и предсказать поведение нефти никто не может. Свой необузданный характер эта ветреная дама показала пару лет назад, пикировав с 147 до 36 долл./барр. А ведь составители бюджета решили, что в следующем году почти половина доходов будет получена от нефтедолларов! Очень рискованно с их стороны. К слову, чтобы обменять один нефтедоллар на большее количество «деревянных», придётся ещё больше ослабить рубль. А значит, снизить его покупательную способность.

Критиковать всегда легко, а что предложите? Сам спросил — и сам отвечу. Предлагаю ещё раз пересмотреть обещания финансовой помощи регионам, отраслям и отдельным «национальным достояниям». Не все её потенциальные получатели особо остро в ней нуждаются. Так, по данным всё того же Минфина, на 1 сентября этого года доходы региональных бюджетов составили 4,4 трлн руб., а расходы почти на 16% меньше. Значит, «лишние» деньги можно перекинуть на следующий год.

Недавно было принято решение об оказании бюджетной поддержки «Газпрому» (!) в размере аж 25 млрд руб. Он же король монополистов! Значит, должен не только себя прокормить, но и стране помочь…

Похоже, настала пора решать вопрос об отмене льготных экспортных пошлин для нефтяных компаний. Чтобы при вывозе сырья за рубеж они перечисляли часть доходов в казну.

При обсуждении бюджета стоит обратить внимание и на такую деталь. На модернизацию предполагается выделить 1,6 трлн руб. Из них 15 млрд — на «Сколково», 10 млрд — на реализацию проектов президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, 7
млрд — на энергосбережение. А вот на ремонт и строительство дорог, по сути, копейки — 387 млрд руб.!

Так ли нужны все эти триллионы модернизации? Сомневаюсь. Истинными препятствиями на пути преобразований выступают коррупция, по объёму сопоставимая со всеми доходами федерального бюджета, невнятная политика техрегулирования и стандартизации, приводящая к отсутствию стимулов для внедрения инноваций, а также неэффективное использование бюджетных средств, о чём говорено-переговорено, а воз и ныне там.
Вот и получается — вместо того чтобы двигаться вперёд, куда и направил страну президент Д. Медведев, мы всё штопаем бюджетные дыры.