Ресин — друг инакомыслящих?

И.о. мэра столицы Владимир Ресин встретился в пятницу с активистами движения «Архнадзор» и пообещал им создать некий общественный совет при столичном правительстве, который будет защищать исторический облик города. Это решение столичной власти, а также целый ряд других, даже более громких, например, о приостановке строительства депозитария музеев Кремля или разрешение для гей-активистов провести в городе публичную акцию, – навели многих на мысли об оттепели в Москве. По их мнению, причина административного потепления очевидна – это уход Юрия Лужкова и временное «воцарение» Владимира Ресина.

Именно нынешний и.о. мэра «отменил» депозитарий, потребовав разработать новый проект. Он же предложил перенести куда-нибудь памятник Петру I работы Зураба Церетели, по мнению ряда экспертов, уродующий центр столицы. Ресин также уволил нескольких наиболее одиозных сотрудников столичной администрации, в частности префекта Северного административного округа Олега Митволя, и согласился с формально добровольной отставкой вице-мэра Александра Рябинина. Наконец, после ухода Лужкова и вступления Ресина в обязанности мэра Мосгорсуд даже признал незаконным решение столичных властей отказать оппозиционерам в проведении в августе в столице так называемого «Дня гнева». Теперь и.о. градоначальника даже готов выступить в передаче «Нереальная политика», выходящей на телеканале НТВ, начавшем, как все помнят, кампанию по «беспрецедентной травле» Юрия Лужкова.

С точки зрения стилистики, все эти изменения – настоящая революция для Москвы. Но стоит разобраться подробнее, были ли какие-то события, кроме отставок неугодных чиновников, за которыми последовали реальные перемены. Например, депозитарий музеев Московского Кремля. Его строительство приостановили. Но по решению градостроительного совета под председательством того же Ресина место возведения новодела осталось прежним – между Кремлем и домом Пашкова. Кроме того, прозвучала «замечательная» идея раскопать Боровицкий холм и сделать под зданием подземную парковку, которые так любил продвигать Юрий Лужков.

Или, скажем, памятник Петру I. Его, возможно, когда-нибудь перенесут. Но явно не сейчас. Знаковое заявление сделано, ну а работы… Они начнутся не раньше весны 2011 года, когда Москвой, скорее всего, будет руководить уже не Владимир Ресин, а какой-то другой человек.

То же касается и истории со столичными (а в меньшей степени, и подмосковными) судами. Они вынесли от силы по одному-два решения, которые условно можно было бы назвать лояльными к оппозиции. А дальше продолжили подтверждать запреты на проведение массовых акций, отказались отменять скандальный Генплан Москвы, принятый при Юрии Лужкове, как утверждают оппозиционеры, с массой нарушений закона и вопреки здравому смыслу.

Даже историческая встреча Ресина с активистами «Архнадзора» фактически закончилась тем, что ревнителям старой Москвы предложили войти в старые и новые бюрократические органы при столичном правительстве. Список их требований, с которыми они шли к и.о. мэра, остался, по крайней мере – временно, не удовлетворенным. Собственно, мэрия успешно избавилась от навязчивых краеведов, признав, что опасной политической оппозицией они не являются, и похоронив их вслед за этим в своем бюрократическом чреве.

Так что в сухом остатке – несколько серьезных, особенно с точки зрения распределения ресурсов, отставок в московском правительстве и предстоящий визит Владимира Ресина на телеканал НТВ. Совсем неплохо для изменения имиджа столичных властей с негативного на положительный, ну и, разумеется, для практически неизбежного, с точки зрения большинства политологов и экономистов, передела собственности в Москве.

Что же касается рядовых москвичей, то им в сложившейся ситуации стоит начинать проводить свои протестные акции и писать Владимиру Ресину открытые письма. Может быть, на волне позитивных обещаний и заявлений какие-то из реальных требований, например, экологического характера, будут выполнены. Правда, при этом не стоит забывать, что «мириться» с оппозицией мэрия, судя по всему, согласна только на своих условиях, как с краеведами.

В конце концов, настоящих буйных мало, и дав им всем по небольшой косточке вкупе с бюрократическими должностями и соответствующим денежным содержанием, Владимир Ресин вполне может обеспечить будущему преемнику Юрия Лужкова год или два спокойной жизни – почти без оппозиции.