Мэр Москвы не мог уйти тихо

Избирательный процесс в России, если говорить о выборах президента, строится в расчете на количество голосов таких крупных регионов, как Татарстан, Башкирия, Москва. Поэтому отставка Лужкова – часть естественного распределения сил в преддверии более крупного и политически важного процесса.

Юрий Михайлович хорошо это понимает, поэтому он не мог уйти тихо. Ему пришлось выбирать между тихим забвением и шумной памятью. Выбрав второй вариант, он продемонстрировал волю к дальнейшему собственному существованию. Все-таки за 18 лет пребывания на посту московского мэра Лужков выстроил мощную систему, и за ней стоят люди. Для этих людей пребывание в системе оказалось главным источником дохода. Просто так бросить своих соратников Юрий Михайлович не может. Наверное, любой на его месте поступил бы так же, имея такой же политический вес.

Надо отчетливо понимать, что бизнес семьи Батуриной – Лужкова строился на государственных заказах. Соответственно, бывший мэр связан определенными обязательствами. Он оказался заложником собственного величия. Обильно разросшийся бизнес Лужкова и его семьи был бельмом на глазу, поскольку его супруга, не стесняясь, демонстрировала свое благосостояние и активно приобретала объекты промышленной инфраструктуры.

Влияние на политический процесс таких корневых фигур, как Шаймиев, Рахимов, Лужков, переоценить невозможно. Это та самая региональная элита, за счет которой формировалось общественно-политическое движение «Отечество – Вся Россия», а потом – «Единство», преобразовавшееся в «Единую Россию».

Юрий Михайлович Лужков останется в истории России крепким хозяйственником, которому ветераны войны пели осанну, потому что это был первый руководитель такого ранга, который объявил, что будет доплачивать ветеранам прибавки к государственным пенсиям. Но, с другой стороны, он взял на себя весьма спорную ответственность и решил самостоятельно определять историческую ценность тех или иных зданий, вступив таким образом в конфликт с защитниками архитектурно-исторического наследия. Взяв на себя эту спорную ответственность, он сделал и много полезного. Самым большим его достижением можно назвать восстановление храма Христа Спасителя.

Вместе с достижениями, Юрий Михайлович совершал крупные ошибки. Например, эти многочисленные рынки, которые были рассадниками контрабанды. Там торговали выходцы из среднеазиатских республик бывшего Советского Союза, и это тоже во многом вызывало и вызывает неудовольствие. Хотя это недовольство носит скорее не политический, а бытовой характер. В конце концов, у нас преобладает население с советским менталитетом.

Идя по пути расширения торговли и бизнеса, бывший мэр понимал, что это прочная налогооблагаемая база Москвы, но в этом есть нюансы очень спорного социального характера. Поэтому Лужков запомнится как прагматик, который из рынка извлекал для Москвы и москвичей столько, сколько мог. Можно по-разному оценивать успешность его деятельности, но во всяком случае он действовал решительно, не боясь брать на себя ответственность. Другое дело – столь длительный срок пребывания во власти с учетом немолодого возраста вызывает негативные чувства.

Считаю целесообразным для следующего мэра сохранить социально-экономический курс своего предшественника. Нужно провести серьезную аналитическую работу по разным направлениям. Ведь с уходом Лужкова разрушатся определенные бизнес-связи, и в эти пустоты хлынут криминальные элементы. Для высшей политической власти сейчас главный вопрос состоит в том, как ввести нового человека быстро и безболезненно.

Оценивая сложившуюся ситуацию, я невольно вспоминаю свои политические перипетии, поскольку сам оказался в ситуации силовой отставки. Но, сравнивая две схожие ситуации, я обратил внимание на один аспект. Президент дождался выхода Лужкова из отпуска, хотя мог этого и не делать, так как статус высших должностных лиц отрегулирован не трудовым кодексом, а специальным федеральным законом. Тем не менее Медведев поступил по-человечески и юридически грамотно, ведь Трудовой кодекс имеет более высокую юридическую силу, чем федеральный закон.