Белоруссия и Украина объединяются против России

Недавняя новость о том, что Белоруссия будет участвовать в сооружении на территории Украины терминала по перевалке сжиженного природного газа, вообще-то, никакой сенсацией не является. Переговоры об этом руководства Украины и Казахстана вели уже несколько лет в связи с обострением отношений с «Газпромом» и его планами строить альтернативные газопроводы в Западную и Центральную Европу в обход Украины. Т. е. намерение Киева иметь собственный, независимый от капризов газпромовских чиновников канал снабжения страны газом было вполне просчитываемой и логичной реакцией на непрерывное повышение «Газпромом» цен. Которое особенно странно выглядело на фоне того, как дешево нынче продается сжиженный газ в регионе Европы газовыми поставщиками Алжира, Нигерии, Катара, Египта и даже Норвегии. Он стоит сейчас минимум в 2–2,5 раза дешевле того, что запрашивает у европейцев «Газпром».

Затем – по разным причинам – Казахстан отказался участвовать в строительстве газового терминала вблизи Одессы, но его место заняла Белоруссия, поскольку цены «Газпрома» все больнее кусают и эту страну – потребителя нашего газа. Для Минска вполне логично было попытаться найти альтернативу все более высоким ценам на российский газ, усугубляемым бесцеремонным давлением нашего газового монополиста. Известно, что за последние 5 лет российский газ для Украины и Белоруссии подорожал в 4–5 раз, поэтому попытка обеспечить себя более дешевыми и надежными поставками газа из других источников – это вовсе не политика, а чистая экономика.

Правда, «Газпрому» не от хорошей жизни приходится выколачивать из потребителей повышение ставок на поставляемый газ, а из-за бюрократизированности компании и высоких зарплат и бонусов ее высших руководителей, которые достигают уже $1 млн в год. По крайней мере, известно, что пару лет назад глава «Газпрома» Алексей Миллер жертвовал из своего годового бонуса 17 млн руб., а таких директоров в компании много. И всем надо платить из экспортной выручки.

Кроме того, «Газпром» известен громоздкой и неэффективной системой управления и огромным числом «дочек», что делает его очень дорогим в содержании. В результате компании, чтобы покрывать растущие издержки, приходится все выше задирать цены для европейских потребителей. Это подтверждается цифрами: за первые 9 месяцев 2009 года из-за многочисленных непрофильных издержек доходы «Газпрома» снижались на 408 млрд руб. (до 3,3 трлн), а прибыль от продаж газа одновременно упала в 1,7 раза (432 млрд против 716 млрд).

Понятно, что на мировой газовый рынок воздействуют различные факторы, способствующие одновременно и его подъему, и падению. Подъему способствуют выход из кризиса и растущий спрос на энергоносители. А падение вызывает переориентация на сланцевый газ огромного числа крупных потребителей США, которые начинают все шире использовать его вместо природного. Кроме того, все активнее распространяются технологии сжижения и разжижения газа, которые позволяют безопасно и удобно доставлять его танкерами практически в любой порт мира, имеющий газовые перевалочные терминалы. Именно поэтому все больше стран готовятся строить терминалы для приема сжиженного газа. Например, Болгария вместе с Турцией возведут сразу два таких объекта на берегу Сараского залива Мраморного моря, откуда газ отправится по всей территории Болгарии, которая сегодня столь же сильно зависит от импорта трубопроводного топлива «Газпрома». И на эти терминалы будет поступать газ из Азербайджана, Туркмении и Египта.

Правда, пока таких терминалов в мире не очень много, но зато этот способ транспортировки считается многими экспертами более современным, технологичным и безопасным по сравнению с трубопроводным. Особенно если вспомнить, что сегодня газовые магистрали все чаще становятся мишенью для атак террористов. Перевозка газа танкерами находит в мире все больше сторонников, хотя надо признать, что пока этот способ доставки ограничивается не очень высокой мощностью предприятий по разжижению газа.

Кстати, «Газпром» и сам уже задумался о строительстве заводов по сжижению газа в ряде российских портов, что позволит ему в будущем не зависеть от трубопроводов и возить газ танкерами хоть в Японию, хоть в Корею.

Так что новость о том, что теперь не имеющая выхода к морю Белоруссия готова участвовать в строительстве газового терминала на Черном море, является вполне предсказуемой. Такие действия белорусского лидера Александра Лукашенко являются вполне государственными: они позволят ему в будущем избавить страну от политики выкручивания рук, которую все чаще практикует «Газпром», и поможет закрепить национальный суверенитет. Кроме того, Минск давно ведет переговоры о доставке венесуэльской нефти в Белоруссию танкерами через порты балтийских стран. А недавно в этих переговорах начала затрагиваться и возможность участия Белоруссии в строительстве будущих газовых терминалов на Балтийском море, что позволит Минску доставлять газ и нефть в страну по северным и южным маршрутам.

Если взглянуть на экономику вопроса, то стоимость одного завода по перевалке сжиженного газа и его разжижению колеблется в пределах $2-3 млрд. Для Белоруссии, при условии ее кооперации с другими странами, эта сумма – вполне «подъемная», особенно если учесть, что Лукашенко вполне может получить ее в долг у Азербайджана или Ирана. Азербайджан уже давал белорусскому президенту такую возможность. А в дальнейшем низкая цена на сжиженный газ, даже с его доставкой из отдаленных районов мира, все равно позволит стране экономить огромные средства.

Кроме того, желание белорусского руководства освободиться от российского газового монополиста обусловлено также и политическими причинами. В последние месяцы кампания травли белорусского лидера в федеральных СМИ приняла просто непристойный характер, причем «спущенный с поводка» газпромовский телеканал НТВ уже собирается показывать фильм якобы о «криминальном прошлом» президента страны, с которой Россия находится в Союзном государстве. И если уж в биографии Лукашенко имелись темные страницы, то почему российское руководство терпело их раньше? Неужели не знало о них? Или считало для себя нормальным вести переговоры с человеком, о котором в пятницу на НТВ расскажут в очередном «Крестном батьке»? И в котором будет среди прочих поднят вопрос, как депутатский мандат спас Лукашенко от тюрьмы?

Правда, по мере публикаций все новых и новых кип «компромата» на Лукашенко в российских СМИ они оказывают все меньшее воздействие не только на белорусов, но и на россиян: многие поняли их заказной и «черно-пропагандистский» характер. Множество россиян в интернет-блогах высказывают ему сочувствие и стыдятся того, что СМИ России принимают участие в столь непристойном фарсе. А недавняя история с травлей московского лидера Юрия Лужкова лишь дополнительно поубавила веры той информации, что передают федеральные телеканалы о личных противниках нынешних руководителей России.

Что касается белорусов, то социологические опросы показывают, что рейтинг батьки, хоть и поколебленный непрекращающейся атакой российских СМИ, все равно держится на уровне 40-45%, что в 4–5 раз превышает уровень поддержки любого из его разношерстных (но поголовно антироссийских) конкурентов. Поэтому политические аналитики довольно уверенно предрекают Александру Лукашенко успех на выборах, которые пройдут 19 декабря 2010 года. И в этом случае напрасно будут выброшены на ветер миллионы долларов, затраченные «Газпромом» на создание «компромата» на белорусского батьку. Кстати, это его прозвище у белорусов имеет положительное значение: большинство граждан считают его «отцом нации».

Как бы то ни было, но рано или поздно эта постыдная история сойдет на нет, нынешние лидеры с той и другой стороны уйдут в небытие, а два соседних братских народа останутся. Но им придется еще очень долго исправлять тот вред, который нанесли братским отношениям неумеренные амбиции лидеров и их неспособность работать с партнером в духе уважения и равноправия. Не говоря уже о попытках олигархов использовать политических руководителей для выбивания из партнеров финансовых уступок, которые еще обернутся для «Газпрома» и России серьезными финансовыми и политическими убытками, а также потерей репутации надежного экономического партнера.

Ибо тот факт, что Украина и Белоруссия смогли забыть свои противоречия и объединились в строительстве будущего газового терминала, предвещает начало конца российской газовой монополии в Европе. И вызван этот шаг был, как ни прискорбно, завышенными аппетитами «Газпрома», а вовсе не потребителей его сырья.