Экс-президент Латвии сделала сенсационное заявление

В интервью «Латвийскому радио – 4» и изданию «Телеграф» она признала, что участие русскоязычных политиков в правительстве принесло бы стране благо.
Для национальной политической элиты Латвии это удивительное заявление. До сих пор к управлению государством русских пытались не подпустить, выстраивая всяческие барьеры. Например, в Латвии с населением немногим более 2 миллионов 250 тысяч человек примерно 15% – неграждане, хотя на момент обретения независимости они являлись постоянными жителями страны. В отличие от Литвы им не дали гражданство, а процессы натурализации затянуты и непросты. Да и встает законный вопрос: почему не дали паспорт, как в соседней Литве? Такое ограничение в правах, которое в местной печати не раз называли апартеидом, естественно, ограничивает и возможность участия местных русских в политике. В отличие от Эстонии, где неграждане участвуют в муниципальных выборах, латвийские неграждане лишены даже этого права.

Но и
такие ограничения не могут сдержать естественного стремления русского населения самим решать свою судьбу. С 2005 года в стране действует объединение партий «Центр согласия», которое поддерживают и русские. И он стремительно набирает силу. В прошлом году его лидер Нил Ушаков стал мэром Риги, а в минувшую субботу, как сообщала «Свободная пресса», занял второе место на парламентских выборах, уступив лишь правительственному блоку правоцентристских партий «Единство».

Видимо, эта реальность, от которой никуда не деться, и управляла размышлениями экс-президента. Правда, как выясняется, интервью она дала накануне выборов, однако социологические опросы предрекали «Центру согласия» еще больший успех.

Все же надо заметить, что и свое «согласие» на участие русских политиков в формировании правительства экс-президент обставила условием. На вопрос о том, «пошло бы на благо развитию латвийского общества в целом появление в правительстве русскоязычных политиков?», она ответила: «Конечно». Однако тут же выдвинула условие: «Это нехорошо, если одна этническая группа своими политическими декларациями сама себя загоняет в угол, создавая невозможность другим с ней сотрудничать. Как только они откажутся от подобной риторики, для политиков появятся новые возможности. Это будет только на пользу Латвии».

Между тем, в программе «Центра согласия» нет неприемлемых целей, там говорится в основном о тех же ценностях, которые декларируют и другие партии. Разве что национальной элите могут не нравится требования по повышению статуса русского и языка и русской культуры, призывы к расширению гражданских свобод для русскоязычных граждан, налаживанию диалога с соотечественниками в странах СНГ и России.

По этой причине группа националистов, входящая в блок «Единство» заявляет о невозможности сотрудничать с «Центром согласия», несмотря на его большой успех. Но поступаться принципами «Центр согласия» не намерен. Его представитель Валерий Агешин заявил, что объединение готово войти в правительство только в статусе полноценного коалиционного партнера. А это без отказа «Центра согласия» от основополагающих целей вряд ли возможно.

Так что слова экс-президента о «русскоязычных» политиках в правительстве – скорее, из области политкорректности, чем из сферы реальных пожеланий, да еще, судя по уточнению, с нескрываемыми истинными чувствами. При этом Вайра Вике-Фрейберга не чувствует личной ответственности за то, что латвийское общество этнически расколото, хотя управляла страной c 1999 года по 2007-й.

«У меня нет никакой возможности брать на себя личную ответственность, — говорит она. — Свое желание быть лояльным к латвийскому государству и включаться в политические процессы — решение каждого конкретного человека. Вам нужно почитать мои речи. Вы увидите, что я с первого дня призвала всех жителей Латвии участвовать в жизни страны».

Это верно, призывала. Но на каких условиях? Вот выдержка из интервью 2004 года «Аргументам и фактам». Отвечая на вопросах о проблемах русского населения Латвии с гражданством, Вайра Вике-Фрейьерга, в частности, заметила: «Им надо принять, что это независимая страна, и стать латышами: российского происхождения, но латышами. Если они хотят быть русскими — пусть едут в Россию, а если латышами — мы это только приветствуем». Естественно, журналист спросил о том, почему им не предоставили гражданство автоматически, ведь эти люди родились тут, так же, как и их дети.

«Многие страны не дают гражданство тем, кто родился на их земле, — ответила президент. — Например, Германия отказывает в этом детям турецких гастарбайтеров. Так что это не универсальный закон, особенно для маленькой страны, длительное время находившейся под иностранной оккупацией».

Показателен финал этой темы. «Госпожа президент, я должен сказать вам, что русские — не турки», — заметил журналист. «Почему?» — удивилась президент. «Хотя бы потому, что Турция и Германия никогда в истории не были объединены в одну страну даже на пару дней. Русские ехали в Латвию не сами, их посылало государство. И неправильно было бы обвинять нынешнее русское население в том, что случилось с Латвией..»

Президент не согласилась с такой оценкой ситуации. А еще известно ее пренебрежительное отношение к русским, к ветеранам, победившим фашизм. «Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию», — заявила Вайра Вике-Фрейберга в канун 60-летия Победы, выступая в эфире местного телеканала. Причем, выступая по-латышски, слова «водка», «частушки» и «вобла» произнесла по-русски.

Конечно, хочется верить, что подвижки в отношении национальной элиты к некоренному населению Латвии все-таки происходят, хоть и вынужденные. Но уж очень медленно идет этот процесс, да еще с барьерами, которые элита ставит в своем сознании сама себе – во вред государству, что косвенно признала и экс-президент.