Зачем Янукович едет во Францию?

7-8 октября 2010 года — это дни предстоящего визита президента Украины Виктора Януковича во Францию. После переговоров с президентом Франции Николя Саркози Янукович по большому счету фактически завершит череду своих личных — очных или заочных — знакомств со всеми главными политиками главных государств современности. Перед поездкой в Париж президент Украины в телефонном режиме ознакомил с ситуацией в стране премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и пригласил его как главу правительства страны-донора Чернобыльского фонда принять участие в международной конференции по случаю 25-летия аварии на ЧАЭС, которая состоится в апреле 2011 года в Киеве.

А идею этого мероприятия Янукович впервые озвучил пару недель назад на 65-й сессии Генассамблеи ООН, во время проведения которой он второй раз виделся с президентом США Бараком Обамой.До этого глава Украины вел переговоры с визави из России Дмитрием Медведевым и его «тенью» — премьером Владимиром Путиным, Китая — председателем Ху Цзиньтао и Германии — канцлером Ангелой Меркель. Похоже, не стоит сомневаться и насчет визитов в Японию, Индию или Бразилию. Со знакомством с тамошним руководством.

И это вполне логично и объяснимо. Украина предлагает себя миру в новом качестве. Янукович, выступая недавно на Атлантическом совете США, заявил, что его страна отказывается от примитивного и дикого по форме и по сути постсоветского капитализма и будет строить инвестиционно-инновационную модель экономики, где есть место всем заинтересованным в равноправном сотрудничестве. Для этого, уверяет Янукович, он и инициировал политические (консолидацию власти и создание правового поля, единого и обязательного для всех) и экономические реформы (свобода предпринимательства, освобожденного от коррупции и чиновничьего произвола) в стране. Окружающий мир, разумеется, хочет знать, что же из всего этого, уже задекларированного новым президентом Украины, получится. Увы, все предыдущие годы независимая Украина так много говорила и так мало делала…

Во Франции Янукович тоже скорее всего подтвердит две свои главные особенности поведения на внешней арене. Во-первых, он предсказуем и последователен. Он всегда и везде говорит одно и то же, не вихляя в речах в угоду региональной или общеполитической конъюнктуре. Во-вторых, его везде пытаются сбить на политические дискуссии и заручиться какими-то особыми клятвами насчет верности демократии и общечеловеческим ценностям, а он все время сворачивает разговор на оптимизацию экономического сотрудничества. То есть фактически воплощает в жизнь лозунг всех своих предшественников и главную задачу МИДа, сводящиеся к «экономизации внешней политики Украины»: в межгосударственных связях в первую очередь выгодно то, что служит национальным экономическим интересам страны. Нет, Янукович тоже везде говорит, что его верность демократии неизменна, и после 2004 года и своей победы в 2010-м в совершенствовании демократического общества в Украине он заинтересован, как никто иной. Но он всегда подчеркивает, что без успешного сотрудничества с передовыми странами мира невозможны успешные и быстрые реформы в Украине, а следовательно, невозможно и улучшение жизни большинства рядовых украинцев. А на голодный желудок и под ветер в пустых карманах «демоса» — граждан страны — демократия носит, как минимум, специфический характер и заставляет сомневаться в своей подлинности, эффективности и, увы, долговечности…

Известно, что и при Януковиче главным и стратегическим внешнеполитическим приоритетом номер один является интеграция в ЕС. Двумя другими векторами налаживания тоже стратегического партнерства и сотрудничества являются Россия и США. И новый президент Украины, повторяю, последовательно говорит об этом в Брюсселе, Москве и Вашингтоне, не подлаживаясь под сиюминутную целесообразность момента.

И кое-что уже получается. Лучше всего — пока с Россией. Последняя встреча Януковича и Медведева в Геленджике в рамках Украинско-российского межрегионального экономического форума 4 октября сего года — тому подтверждение. По словам обоих президентов, было разблокировано сотрудничество между регионами, которое до этого было «помножено на ноль». В присутствии глав государств были подписаны программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Украиной и Россией на 2011-2016 годы, соглашение между союзами предпринимателей и промышленников двух стран о совместных действиях по углублению сотрудничества между регионами, план мероприятий по реализации соглашения между администрациями Запорожской области и Краснодарского края о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. А до этого, как известно, в Харькове весной и на всех последующих встречах и переговорах самого высокого уровня были сняты политические препятствия для экономического сотрудничества между Украиной и Россией. В первую очередь, в самом болезненном для Украины вопросе — поставках российских энергоносителей (природного газа) украинским потребителям и цене на сырье.

С США все гораздо сложнее. В отношениях с этим стратегическим партнером до оптимизации экономического сотрудничества пока не дошло. Мешают политические недоразумения. Устранить их, растопить лед недоверия к себе как к «пророссийскому политику» Янукович пытается, завоевав доверие новой администрации Белого дома и потрафив ее самой главной «фишке» — ядерному разоружению «имени Обамы». В частности, известно, как «на ура» в апреле этого года было принято в Вашингтоне решение главы Украины избавиться от остатков ядерного топлива — высокообогащенного урана. Но все равно и здесь «топить-то лед» Янукович топит, но при этом и не заикается о том, чтобы понравиться США и отказаться от задекларированного внеблокового статуса Украины и пообещать Вашингтону вступить в НАТО. Это еще одна «фишка» США в отношении Украины, но Янукович на нее внимания не обращает, а предлагает сосредоточиться на экономике.

Не менее сложны проблемы в отношениях между Украиной и Объединенной Европой и ее различными институтами, которые «обсели» континент и пытаются в надгосударственном режиме не только руководить общеевропейскими делами, но и диктовать свою волю другим. Тем, кто к ним просится. В частности, Украине. И главная сложность в отношениях, например, с Евросоюзом — именно в том, что договариваться нужно со всеми его 27 странами-членами. А у каждой из них могут возникнуть свои «мульки». Они уже делятся на «адвокатов» Украины, готовых содействовать ее интеграции к себе, и «прокуроров», которые пока и слышать об этом не желают, а хотят решить свои внутрисоюзные проблемы.

Чего хочет Украина от ЕС? Очень просто: при новом президенте Украины, как и при прежних старых, — достижения четырех европейских свобод: свободы перемещения товаров, капиталов, услуг и людей. Первые три свободы должны найти свое отражение в новом соглашении об ассоциации между Украиной и Евросоюзом и соглашении об углубленной зоне свободной торговли (ЗСТ) между двумя субъектами. Свободное перемещение людей может гарантировать соглашение о безвизовом режиме. Янукович перед Парижем заявил, что ожидает, что на саммите Украина — ЕС Киев вплотную приблизится к подписанию всех трех соглашений. Но есть проблемы. Комиссар ЕС по расширению и европейской политики соседства Штефан Фюле как-то назвал создание зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом «фактическим открытием европейского рынка для украинских товаров». Однако переговоры по этому вопросу сегодня, после 12 раундов и накануне очередного саммита Украина — ЕС, намеченного на 22 ноября, зашли в тупик: Европа хочет от Украины полного открытия рынков для своих товаров, а вот к себе пускать что-либо украинское без квот и пошлинных ограничений не хочет. Соглашение же о безвизовом режиме вообще прогнозируют только на май будущего года.

Да и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 5 октября сего года приняла политическую резолюцию «О функционировании демократических институтов в Украине», в которой прямо предположила, что нынешняя политическая стабильность в Украине «является хрупкой, так как систематические причины нестабильности недавних лет не нашли своего разрешения». «…Существует обеспокоенность, что непродуманные методы, которыми власти реализуют реформы, могут негативно повлиять на отношение к демократическим принципам и, в конченом итоге, на качество самих реформ… Консолидация власти правящего большинства понятна и в контексте продолжительности политической внутренней борьбы между различными ветвями власти в Украине, возможно, даже желательна. Как бы там ни было, все возможное должно быть сделано для того, чтобы такая консолидация силы не обратилась в концентрацию или, что еще хуже, в монополизацию силы в руках одной политической группы, что может подорвать демократическое развитие страны», — отметила ПАСЕ.

Вот и приходится Януковичу обхаживать европейских и мировых лидеров, доказывая им, что изменения в Украине — надолго и на пользу ей. Были, повторяю, охвачены почти все. Теперь вот намечен Саркози.

Пока не очень известна программа визита в Париж. Однако уже понятно, что Янукович традиционно будет как разблокировать общеевропейские проблемы и заручаться поддержкой Франции в переговорах с ЕС об ассоциации, так и настаивать на углублении двухстороннего сотрудничества. Еще в июне текущего года уже было известно, что 7-8 октября в Париже пройдет IV инвестиционный форум, который проводится при поддержке и участии Торгово-экономической миссии посольства Украины во Франции. Стратегической целью форума является встреча французской бизнес-элиты с украинскими коллегами для рассмотрения инвестиционных бизнес-проектов и налаживания контактов. В первую очередь инвестиционный интерес вызывают следующие отрасли экономики: аграрная отрасль, коммерческая недвижимость, транспортное хозяйство, производство. Приглашение на форум получили инвестиционные компании и фонды, банки, консалтинговые фирмы, промышленные предприятия, юридические компании, торговые операторы, частные инвесторы. В том числе: Areva, Bcen Eurobank, Bnp Parisbas, Bouygues Batiment, Bull SA, Calyon, Rzb Raaiffeisenbank, Societe Generale Corporate & Investment Banking, Sbef, Sofema, Veolia Environnement, Systra, Rotschild bank, Axa Investment Management, Solans и многие другие.

Что из всего этого получится, покажут, ясное дело, только итоги визита. Но векторы его заданы правильные — экономические. Материальная взаимная выгода «приземляет» любую политическую болтовню. На то, похоже, и надежда…