Эдуард Лимонов: Кремль, Лужков и оппозиция

Лужков заявил, что будто бы станет создавать общественное движение, опираться на пенсионеров и интеллигенцию, а добиваться станет… вкратце назовем это «демократизацией общества». Денег-то у него на первое время, конечно, хватит, пока не начали отбирать. Однако, думаю, он это сгоряча брякнул, а пройдет время — и ничем таким он заниматься не станет, войдет в какой-нибудь попечительский совет и успокоится. На вопрос же «а что же он раньше за демократизацию не выступал?» ответ простой. Он был у власти, и поэтому все его устраивало. Пусть это и не он решал судьбу митингов на Триумфальной, но в качестве «демократизатора» это он подписывал вызов на Триумфальную омоновцев и своих милиционеров из ГУВД Москвы. Главными «демократизаторами» выступали генерал Пронин, а когда того убрали — генерал Козлов. Так что мы «демократа» Лужкова знаем.

На какую интеллигенцию станет опираться отставной Лужков? Ну разве что на своего приятеля Иосифа Кобзона вместе с краснознаменным хором в фуражках. Осторожный Михалков к Лужкову с его волчьим билетом в виде президентской формулировки о недоверии не пойдет, конечно. Даже Михалков.

Вообще же, положа руку на сердце или на Библию, нужно сказать правду. Лужков — консервативный реакционный общественный деятель правого толка. Довольно мрачный человек, создавший для нас городскую власть из таких же старых и невеселых людей. А что они друг друга расхваливали — ну что вы хотите, всяк кулик свое болото хвалит. Так что сожалеть не о ком. Старые американские фильмы о быте и нравах какого-нибудь там холодного Чикаго дают отличное представление о бывшем мэре Лужкове и его окружении.

2. «Другая Россия» в Питере

2 октября я присутствовал в нашей северной столице, где в отеле «Англетер» прошла учредительная конференция по созданию регионального отделения политической партии «Другая Россия». Нужно сказать, что несмотря на местонахождение отеля на Исаакиевской площади, в двух шагах от Исаакиевского собора, на его мрачноватую славу (там покончил с собой в 1925 году поэт Есенин), цена за аренду зала оказалась вполне доступной. Самое главное, впрочем, то обстоятельство, что нам дали провести конференцию и даже ни разу не попытались вторгнуться в зал, хотя без ОМОНа не обошлось — они находились на площади в автобусах. Был выбран исполком, главой исполкома стал наш Андрей Дмитриев, пожалуй, самый яркий молодой политик Петербурга. 120 молодых энергичных делегатов обещают не дать Петербургу уснуть в ближайшие годы. Сидя в зале «Англетера», я еще подумал: «Какой разительный контраст с окружением Лужкова! Вокруг того Русь уходящая, а свежие, сильные нацболы — Русь, которая пришла».

3. Бойкот переписи

«Другая Россия», которую я возглавляю, выступила с обращением к гражданам России не участвовать во всероссийской переписи населения. Перепись пройдет, как известно, с 14 по 25 октября. Мы предложили гражданам поучаствовать в протестной кампании «Не дай себя посчитать», которая, в свою очередь, есть лишь самая первая акция в долговременной кампании гражданского неповиновения. Она у нас детально разработана, я лишь не хочу ее озвучивать для Кремля.

В обращении, в частности, говорится: «Прежде пусть вернут нам статус граждан, возможность избирать тех, кого мы желаем видеть во власти, и только после этого мы станем разговаривать с переписчиками До тех пор пока в России не будет упразднена монополия на власть олигархической группы Путина/Медведева, пока не будут проведены свободные выборы с участием реально существующих партий, мы отказываемся предоставлять наши личные данные этому репрессивному режиму».

Мы призвали политические, правозащитные, профессиональные и все иные объединения граждан поддержать нас. Будем наблюдать за обществом — пока прошли всего лишь считанные дни после публикации обращения. Предполагаю, что раскачиваться и понимать будут медленно, как это было со Стратегией-31. Но это не беда, мы сделали первый скромный шаг в нужном направлении, за бойкотом переписи мы заявим и о других актах гражданского неповиновения. Уже ясно, что власть готова рискнуть уничтожить реформами и армию, и милицию, построить резервацию для ученых в Сколкове, строить дома для погорельцев, но власть наотрез отказывается обсуждать вопрос о власти, приходит в ужас от одной только возможности «несанкционированных» митингов. Между тем вопрос о власти есть самый важный вопрос в России. Монополия на власть должна быть разрушена — и разрушена уже сейчас, на приближающихся к нам стремительно парламентских и президентских выборах.

Внедрением все более радикальных форм мирного гражданского неповиновения мы должны загнать власть в угол, из которого выход будет возможен только в свободные выборы. Неучастие в переписи — лишь первый протестный акт, декларация того, что конфронтация с режимом началась и в этой конфронтации нас устроит только полная и безоговорочная капитуляция режима единовластия. Бойкот переписи — это первое «НЕ» в целом ряде трагических «НЕ», трагических отказов, которые нам предстоит бросить власти в качестве вызова: не платить власти, не служить власти и так далее. Не ждите от кампании бойкота переписи немедленных результатов — результат должна принести вся кампания неповиновения в целом, и принесет она его к концу 2011 года.

4. Состояние оппозиции

Для того чтобы загнать власть в угол, нам будет нужна полная мобилизация всех сил оппозиции. Я намеренно не употребляю, заметьте, затертое и примелькавшееся слово «объединение». Не нужно форсировать объединение, потому что любое объединение требует уступок, порою выгодных одним силам и невыгодных другим. Разумнее мобилизовать те силы, которые уже существуют, а не конструировать впопыхах эфемерные новейшие организации — и нежизнеспособные, и зачастую входящие в друг друга, как матрешки. Мобилизоваться же смогут все те отверженные организации оппозиции, те, кто «не зарегистрирован» профессиональными политическими шулерами из Министерства юстиции. Министерство юстиции ведь уже совершило для нас с вами естественный отбор — не допущенные до выборов и есть оппозиция. (Что касается парламентских «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР, то это всего лишь сателлиты «Единой России», и они должны рассматриваться обществом только как таковые.)

Нужда заставит всех мобилизоваться и выступить вместе. Между тем процессы, происходящие в стане оппозиции, убыстрились, видимо, в связи с приближением несвободных и недемократических выборов 2011 года. Попытались построиться и выровнять свои ряды левые, теперь он называются «РОТ-Фронт», а правые фигуры, такие как Делягин и Калашников, с осторожной пугливостью делают «Родину-2, втайне, видимо, надеясь, что власть повторит свою прошлую ошибку, зарегистрировав «Родину-2», как когда-то «Родину-1» Рогозина. Только вот зачем Кремлю «Родина-2»? Я решительно не вижу зачем. Не нужна. То, что создана партия «Другая Россия», вы знаете.

Задвигались опять либералы. Впрочем, они никогда и не останавливались в движении. Стремительно меняя бренды, готовые уже отринуть только что созданную «Солидарность», вожди либералов теперь создают нечто совсем новое, с прицелом на выборы 2011 и 2012 годов, как полагается. Все правильно? Мне, как стороннему наблюдателю, впрочем, решительно непонятно, почему они так торопливо создают и разрушают свои организации, не получая от них никакой политической прибыли. Если они подстраивают организации под состав лидеров — это плохо, но кажется, так и происходит. Впрочем, это не мое дело.

А вот президентские выборы — мое дело. Я решительно против единого кандидата от демократических сил и от его выбора путем «праймериз». Выберут ведь самого популярного в своей среде. А нужен кандидат популярный у избирателей, то есть у народа. У всего народа. Кандидатом должен стать тот, кто популярен у всего народа, а не у его части. Поэтому я еще раз предостерегаю демократические силы от трагической ошибки, которую они собираются совершить.