«Восточный фронт» вдавливает Белоруссию в Европу

«Восточный фронт» по миллиметру вдавливает Белоруссию в Европу.

На пресс-конференции 1 октября Александр Лукашенко уже не в первый раз обрисовал печальные для Кремля — катастрофические, как было сказано — перспективы в случае потери Белоруссии. Но если раньше это воспринималось больше как страшилки, то сейчас аналитики склоняются к тому, что точка невозврата в отношениях между формальными союзниками уже пройдена.

Апельсины — бочками, нефть – вагонами

Конечно, грех упустить момент, чтобы не бросить в очередной раз возглас: вернись, Россия, к братской интеграции, не считай копейки — мы все прощаем! Но надежды повторно войти в молочную реку с кисельными берегами — призрачные. Напротив, де-факто Минск готовится к суровых времен. И здесь риторика уже грозно-военная.

«Мы найдем выход — вагонами [нефть] сейчас возим, и будем возить, но на колени не станем», — эмоционально-образно обрисовал гордую позицию Лукашенко.

Пафос пафосом, но из сказанного на пресс-конференции для российских журналистов вольно или невольно встает картина достаточно серьезной (хотя и весьма запоздалой, как убеждены независимые эксперты) работы как минимум в плане диверсификации энергопоставок.

Москве дано понять, что в венесуэльские недра белорусы влезли не для голого пиара. Да и с Европой общий язык, как оказалось, проще всего найти на прагматичной почве.

Всякая труба о двух концах

Так, руководство в Минске не скрывает, что ему глубоко фиолетовые европейские заморочки по части демократии и прав человека. Политический диалог с Брюсселем пока идет так себе, хотя и включили Белоруссия в Восточное партнерство. И чудес здесь не будет.

Однако налицо подспудные процессы. Так, порты стран Балтии наперебой предлагают свои услуги в плане перевалки венесуэльской нефти: это же живые деньги. Беларуси, по сути, два шага к интеграции в региональные Энергопроект, которые могут стать спасением от пресловутой «газового оружия Кремля».

Александр Лукашенко частично раскрыл карты: «Нас пугают:» Северный поток «,» Южный поток «, откажемся от транзита по Белоруссии, закроем под Смоленском задвижку … закрывают, но мы в эти трубы заведем этот разреженный газ. Это труба куда идет? В Польшу , Германию, Чехию и так далее. И если здесь будет 150 долларов, а «Газпром» за 220 предлагает, — понятно, на кого будут работать эти трубы «.

В поисках спасения от российского прессинга, прежде всего энергетического, Минск вынужден оснастить плацдармы по всему миру.

Причем обойтись только ориентацией на третий мир, любезностями Чавеса и Ахмадинежада не получится. Хотя бы потому, что нефть надо еще доставить. И потом, нужны еще деньги, технологии — а это способен дать в первую очередь Запад. Да, много денег у китайцев, но их кредиты — связанные, под китайский же продукт.

Короче, как ни крути, мосты на Запад нужен. Поэтому, хотя по инерции и прозвучало на пресс-конференции слово «враги» в отношении МВФ, смысловое наполнение фразы было скорее доброжелательно-стебный.

Более того, белорусский президент приоткрыл завесу тайны над какими-то конфиденциальными переговорами с неназванным западным эмиссарами по вопросу признания/непризнания Абхазии и Южной Осетии. Из рассказа следует, что Запад тогда (надо думать, это был 2008 год) четко использовал принцип кнута и пряника. Мол, если признаете, то о расчетах в евро и долларах забудьте …

Нетрудно догадаться, что прозвучало и некая альтернативная предложение. Во всяком случае, показательно, что на фоне непризнания кавказских республик Запад через МВФ, закрывая глаза на нерыночные замашки белорусского правительства, щедро одарил здешнее начальство кредитом стенд-бай. Эти 3,6 миллиарда долларов, по сути, удержали финансы синеокой республики от краха в водовороте мирового кризиса.

Из сундука БНФ

Белорусский эксперт в области энергопоставок Сергей Чалый считает, что стране нужно более активно вовлекаться в региональные энергетические проекты — с Литвой, Польшей, Украиной. В частности, речь идет о Baltic Energy Market Interconnection Plan.

В интервью для «Белорусских новостей» Сергей Чалый высказал мнение, что вполне возможно «меридиональной сближение с соседними странами на почве нефтяного транзита» (считай, творческое развитие выхоленного некогда стратегами БНФ проекта Балто-черноморского коллектора).

Более отдаленной, но реальной видится эксперту и перспектива поставок сжиженного газа, например из Катара. Сергей Чалый также убежден, что АЭС строить надо. «Это не только ослабить зависимость от российского газа, но и даст передышку для реконструкции изношенных ТЭЦ», — считает эксперт.

Беларуси, по его словам, нужно ратифицировать договор к Европейской энергетической хартии (раньше этого не произошло как раз из-за противодействия России), использовать так называемый третий энергапакет ЕС, «с помощью которых воюют против» Газпрома «Литва и Эстония».

Зависимость белорусским экономики от российской энергаиглы не фатальна, резюмирует эксперт. За счет кооперации с европейскими соседями, диверсификации поставок углеводородов возможно по кирпичику отстроить энергетическую безопасность.

С буржуинами — «через не хочу»

На пресс-конференции 1 октября в Национальной библиотеке белорусский правитель прозрачно намекнул Москве: если что, белорусы, живя в сердце Европы, один на один со своими проблемами не останутся.

Правда, «географически быть в центре Европы еще не значит быть европейской в смысле ценностей страной», отметил в интервью для Naviny.By минский обозреватель-международник Роман Яковлевский. Для Европы же, как бы ни били ее сейчас за крен в сторону Realpolitik в отношениях с Белоруссией, вопрос ценностей — не пустой звук.

Но, с другой стороны, «в отношениях с Россией, скорее всего, уже пройден точку невозврата», считает белорусский аналитик Андрей Федоров.

В результате, заявил он в интервью для «Белорусских новостей», вовлечение Белоруссии в европейский контекст может произойти вовсе не из-за внезапного платоническая любовь к европейским ценностям, а под давлением суровых реалий на «восточном фронте».

Впрочем, не только, ведь нужен еще и западные технологии, инвестиции, а значит, приходится «через не хочу» менять правила игры, делать их более цивилизованными — для начала хотя бы в экономике.

Конечно, это движение будет медленным, «по миллиметру», считает Андрей Федоров. При этом остается опасность «срыва белорусских властей» — усиления репрессий, попыток самоизоляции а-ля чучхэ. «Принципиальные же вопросы взаимоотношений с Европой необходимо решать уже новой белорусским властям», — резюмировал эксперт