Эксперт: Белоруссия без Лукашенко — это Украина

Видеообращение Дмитрия Медведева по «белорусскому вопросу» свидетельствует о тупиковости российской политики в отношении Белоруссии, считает руководитель Белорусской группы развития Юрий Царик.

3 октября президент РФ Дмитрий Медведев во второй раз за неделю обратился к теме белорусско-российских отношений. Напомним, 28 сентября он выразил надежду, что президентские выборы в Беларуси пройдут «с соблюдением основных прав граждан».

Заявление, озвученное через видео-блог 3 октября, имело уже куда более конкретный и программный характер. По сути, Медведев объявил белорусское руководство «вне закона», обвинив президента Белоруссии в бесчестности, в неспособности держать слово, в неуважении к общей истории белорусского и русского народов.

Отдельным и, пожалуй, главным пунктом обвинения стало утверждение, что предвыборная кампания Александра Лукашенко якобы полностью строится на антироссийской риторике («… в адрес России и её руководства идут потоки обвинений и брани. На этом построена вся избирательная кампания Лукашенко»).

Вряд ли столь жесткое заявление со стороны главы российского государства может стать предметом двояких интерпретаций. Российское руководство четко выразило свое понимание невозможности нормализовать отношения с «действующим руководством Белоруссии» и необходимость смены этого руководства для нормализации и развития двусторонних отношений. То есть, Медведев, по сути, дипломатично, хоть и резко, повторил то, о чем уже не первый месяц твердят российские ньюсмейкеры второго и третьего эшелонов: 1) с Александром Лукашенко договориться невозможно; 2) всерьез разговаривать с Белоруссией можно только после отстранения действующего президента от власти.

Но насколько хорошо продумана такая формула взаимоотношений с Белоруссией с точки зрения последствий для самой России?

Российский политический класс основывает свои суждения по «белорусскому вопросу» на том, что Россия и ее поддержка является главным фактором легитимности любого главы белорусского государства. Насколько это соответствует действительности – предмет отдельного разговора. Но не стоит забывать, что обеспечивать легитимность (или лишать легитимности) действующего политика – совсем не то же самое, что привести к власти в Минске своего человека. Последнее – задача, заведомо непосильная для Кремля.

Культурные, политические и геополитические реалии центральноевропейского региона состоят в том, что Александр Лукашенко – наиболее пророссийский из всех имеющихся белорусских (и вообще региональных) политиков. Любой другой политик на его месте, по тысяче общеизвестных и менее изученных причин, будет в значительно большей степени ориентирован на Запад, и в меньшей – на Москву. Поэтому реализация любого сценария смещения Лукашенко (независимо от того, насколько они реалистичны) предполагает только одно последствие: запуск процесса «украинизации» белорусской политики.

Процесс этот включает две главные тенденции:

1) формирование прозападной (в белорусском случае – пропольской и проамериканской, ориентированной на старую белорусскую диаспору в США и ее «духовное наследие» – коллаборационизм) национально-культурной идентичности населения и такой же политической идентичности элиты;

2) открытие экономики для экспансии иностранных капиталов (как российских, так и западных, арабских и иных).

Никаких других вариантов развития событий в Белоруссии при насильственном смещении Лукашенко просто нет.

Насколько «украинизация» Белоруссии отвечает интересам России – вопрос, конечно, интересный. Возможно, в рамках логики либерального империализма (скупать все, в том числе политические элиты, для выкачивания ресурсов) российское руководство будет удовлетворено таким результатом: будут приобретены какие-то активы, а ответственность за ситуацию в стране на себя брать не надо. Но с точки зрения геополитики России как суверенного государства реализация такого сценария была бы сокрушительным поражением Москвы.

За нынешним обострением белорусско-российских отношений стоит вовсе не «антироссийская» позиция белорусского президента и не осознанная «антибелорусская» политика главы российского государства, а совсем другие процессы и явления. Прежде всего, это процесс формирования геополитической субъектности Беларуси и полная неспособность российской (равно как и западной) политической элиты понять суть этого процесса.

При Александре Лукашенко Белоруссия претендует не только на формальный статус независимого государства, но и на реальный суверенитет, включая серьезную роль в международных отношениях. Основание этой роли лежит в том, что Александр Лукашенко – политик, опирающийся на поддержку подавляющего большинства населения и вынужденный (независимо от своего желания) проводить политику в интересах этого большинства. Внешняя политика в данном отношении является лишь производной от политики Лукашенко в целом.

Сегодня имеем дело с белорусской демократической геополитикой, то есть, геополитикой, вытекающей напрямую из интересов народа, интересов суверенного развития. Ее содержание определяется тремя ключевыми императивами:

1) необходимостью сохранять и усиливать государственность;

2) необходимостью удовлетворять высокие социально-экономические запросы населения (необходимость обеспечивать высокое качество жизни);

3) необходимостью ликвидировать острый дефицит ресурсов, в основном, финансовых и энергетических.

Интеграция с Россией объективно отвечает интересам суверенного развития Белоруссии. И не только потому, что это решает проблему дефицита ресурсов. Но она не может осуществляться в ущерб двум другим императивам геополитики. И это не произвол отдельной личности – это неизбежное следствие строения современного белорусского государства, в том числе – демократизма, которым характеризуется белорусская политика.

Поэтому, независимо от персональных раскладов в российской и белорусской элитах, отношения Москвы и Минска могут войти в конструктивное русло при двух условиях. Белоруссия должна окончательно и четко сформулировать свою геополитическую доктрину, а Россия – признать, наконец, Белоруссию самостоятельным государством. Если эти два условия не будут выполнены, то потери, которые понесут оба наши государства, махая кулаками вслепую, будут огромными.