Почему США дробят оппозиционный электорат Белоруссии?

Данная статья была написана год назад. Тем не менее, в условиях начавшейся президентской кампании, ее содержание весьма актуально: в ней содержится не только первый точный экспертный прогноз относительно самой даты президентских выборов в Беларуси, но, что гораздо более важно, в основном, прописан тот сценарий президентских выборов, который в настоящее время и осуществляется целым рядом, прежде всего, западных игроков. Время внесло только одну коррективу — вместо ОГП Запад сделал ставку на новое общественное движение «Говори правду».

Редакция посчитала возможным опубликовать материал из архива целиком, чтобы в дальнейшем вернуться к данной теме с учетом текущего состояния дел.

Статья от 24 сентября 2009 года

***

За последние три недели в рядах оппозиции произошли достаточно серьезные события, которые уже сегодня начали влиять на конфигурацию основных политических сил республики накануне президентских выборов, которые, по моему мнению, состоятся в ноябре-декабре 2010 года.

Можно даже сказать, что основные политические игроки в лице Александра Лукашенко и Александра Милинкевича начали артподготовку к осенней кампании следующего года. На активность президента страны на российском фланге, его главный оппонент (и стоящие за ним США и Польша) ответил серьезным переформатированием сил внутри самой оппозиции.

Почему Милинкевич был в этом жизненно заинтересован — очевидно: он не выиграл бы процедуру оппозиционных «праймериз» и, соответственно, терял свой нынешний статус кандидата на президентских выборах от объединенной оппозиции. Без этого статуса Милинкевич (в силу своего возраста и отсутствия всяких лидерских качеств) достаточно быстро стал бы фигурой из прошлого, что означало бы закат его политической карьеры.

Соответственно, чтобы удержать свой нынешний статус, перед Милинкевичем стояла задача сформировать коалицию под себя, пусть даже и с некоторой потерей электората. Для реализации этого замысла с помощью своих спонсоров Милинкевич смог перекупить БНФ и встроить его в формируемую им правую коалицию, таким образом, положив начало распаду ОДС и резко сузив их возможности выдвинуть единого кандидата от оппозиции на следующих выборах.

Вместе с тем, данный эгоистичный мотив Милинкевича вполне совпадает с долгосрочными интересами США и Польши по формированию новой националистической силы в Беларуси взамен изжившегося себя и погрязшего во внутренних дрязгах БНФ.

Их расчет очевиден — постепенное сокращение ресурсной подпитки других оппозиционных политических сил и рост финансовых возможностей Милинкевича должен подтолкнуть остальные оппозиционные структуры к тому, чтобы признать его первенство и подтвердить его статус накануне начала президентской кампании без всяких ненужных и опасных для Милинкевича праймериз.

В противном случае, нынешние лидеры этих структур повторят судьбу Борщевского, а им на смену придет более продвинутое поколение молодых политиков. Именно поэтому победа в БНФ креатуры Милинкевича Янукевича и вызвала такой переполох среди оппозиционной тусовки. Но это, так сказать, первый и наиболее очевидный срез происходящего.

Совершенно другая картина происходящего откроется перед нами, если мы зададимся простым вопросом — а почему США и Польша делают такую очевидную ставку на Милинкевича и почему идут на дробление и так небольшого оппозиционного электората? Ведь если распадается оппозиционная коалиция, то возможности каждого из оппозиционных кандидатов не то, что победить, а даже выйти во второй тур становятся просто мизерными: Милинкевич собирает несколько расширенный электорат БНФ, а, например, Лебедько от ОДС собирает несколько суженный электорат от ОДС, но в результате ни один, ни второй просто автоматически не наберут больше 8-12% голосов.

В этой связи очевидно, что действия стоящих за спиной Милинкевича США и Польши, направленные на распад нынешней коалиции ОДС и формирование гораздо более узкой в электоральном плане правой (националистической) коалиции приводят к тому, что президентские выборы пройдут в один тур и закончатся явной победой действующего главы государства. Т.е., соответственно, по факту, как говорится, действия Милинкевича можно расценить как вполне лояльные к своему главному политическому оппоненту.

Главными пострадавшими при таком раскладе оказываются коммунисты Калякина и ОГП. Поэтому резонно задаться вопросом — почему США и Польша решили нанести удар именно по этим двум политическим силам. И вот тут мы (после некоторого размышления) приходим к очень интересному выводу.

Понятно, кто составляет электорат коммунистов и почему Милинкевич вместе с панской Польшей заинтересован в максимальном снижении рейтинга партии Калякина. Однако гораздо более интересной получается картина, как только мы постараемся составить некий «социальный портрет» избирателя ОГП. Его основные характеристики давно известны: 25-45 лет, высшее образование, средний и малый бизнес, так называемый средний класс, значительная прослойка столичного и регионального чиновничества, высокооплачиваемые рабочие, студенты и т.д. и т.п. Повторюсь — это все достаточно известные факты. Поэтому на них уже давно перестали обращать внимание.

Но есть один факт, который резко меняет всю эту «рекогносцировку», особенно с учетом регулярно высказываемых Милинкевичем соображений о необходимости «цивилизационного выбора между «просвещенным» Западом и «варварской» Россией»»: электорат ОГП — это высокообразованный и хорошо обеспеченный русскоязычный электорат, который ни при каких условиях не будет голосовать за националиста на президентских выборах и не поддержит программу белорусскоязычных реформ.

Соответственно, своими действиями Милинкевич наносит основной удар не по русскоговорящим пенсионерам Калякина, а по нынешней и будущей основе Беларуси — русскоговорящему среднему классу.

Очевидно, что лидеры ОГП не понимают этого очень важного, и даже определяющего элемента электорального портрета их избирателя. Если бы это было не так, сомневаюсь, что лидеры ОГП делали бы заявления осуждающие ввод российских войск в Беларусь на период совместных учений, как и ряд других выпадов в адрес России.

Также лидеры ОГП не понимают, что в нынешнем виде ОГП может существовать только в рамках русскоговорящей Беларуси. Как только Беларусь уходит на Запад, ОГП должна будет стать правой партией националистического или белорусскоязычного бизнеса. Очевидно, что в условиях ухода на Запад никакого белорусскоязычного бизнеса в Беларуси не будет в принципе, а будет польскоязычный бизнес. Готовы ли лидеры ОГП к такой трансформации своей партии? И нужны ли они будут в таком случае представителям белорусскоязычного бизнеса, у которых уже есть свой лидер? При таком раскладе событий ОГП ожидает либо слияние с нынешним БНФ, либо уход с политической сцены.

Но как только мы приходим к этому выводу, перед нами открывается третий пласт проводимой через «почетного поляка» Милинкевича совместной линии США и Польши: ОГП именно и предуготована роль оппозиционной прозападной русскоязычной силы в Беларуси.

Т.к. Россия в Беларуси не шевелится, свою общественно-политическую инфраструктуру не создает, и все свои контакты, несмотря на все скандалы и недомолвки, замыкает на властную вертикаль, то США решили своим руками создать управляемую и, естественно, от них зависимую, русскоязычную оппозицию. И они это делают не в ракурсе краткосрочной перспективы (президентские выборы 2010 года), а в рамках долгосрочного планирования президентских выборов 2015 года, когда, по их мнению, возможно появление настоящего русскоязычного кандидата. Тогда ОГП выступит тем фактором, который на президентских выборах 2015 года позволит отнять часть голосов у пророссийского кандидата.

Т.е. возможное будущее ОГП в стратегии США-Польши описывается исключительно двумя вариантами: или а) одна из сил коалиции под Милинкевича (или другого пропольского кандидата, который начнет процесс постепенного восстановления Четвертой Речи Посполитой на территории нынешней или Западной Беларуси), которая потом будет слита в пользу националистической партии среднего класса, или б) будет переведена в нишу якобы пророссийской оппозиционной партии (но которой будут реально управлять США) с целью отнятия голосов на выборах 2016 года у настоящего пророссийского кандидата, чтобы потом, естественно, также как и в первом случае, быть слитой в пользу агрессивной и антироссийской партии белорусскоязычного, а впоследствии польскоязычного бизнеса.

Если мне память не изменяет, именно о таком повороте событий (прозападный и пророссийский кандидат от Запада на будущих президентских выборах) где-то год назад говорил и сам Милинкевич. Тогда его слова многие не восприняли всерьез. Тем не менее, если с Милинкевичем и курсом его «правой коалиции» все понятно, то перед ОГП и ее нынешними лидерами стоит ряд достаточно серьезных вопросов, главный из которых — тем ли курсом идет партия, основу электората которой составляет русскоговорящий средний класс.

Данный анализ показывает, что США системно и целостно играют на белорусском политическом поле со всеми значимыми игроками, не ограничивая себя какими бы то ни было лишними договоренностями. Игра со всеми значимыми политическими силами позволяет им выстраивать оптимальные на данный политический момент конфигурации сил в республике с целью реализации стоящих перед ними задач на белорусском направлении.

Очевидно, что на данном этапе (до 2015 года) США не будут особо возражать против очередного президентского срока нынешнего главы государства. Их цель — 2016 год, подготовка ситуации таким образом, чтобы к власти в Беларуси пришел польскоориентированный кандидат. Очевидно, что к тому времени Милинкевич уйдет в прошлое, освободив свое место более молодому и подготовленному кандидату.