Придя к власти, люди забывают «интересы народа»

Кто-­то из великих мыслителей прошлого определил политику как совместную деятельность людей, направленную на достижение общественного блага. Но только сильным личностям удаётся возвыситься над неудержимым стремлением исключительно к благу собственному или корпоративному и посвятить жизнь трудам во благо значительного большинства сограждан. Возможно, именно это заставляет многих людей любить сильных героев или хотя бы с пиететом к ним относиться.

Когда в обществе требуется наведение порядка, у нас начинают с ностальгией, часто ничем, кроме иллюзий, не мотивированной, вспоминать: а вот бы нам Сталина! Или хотя бы Брежнева – и при нём было неплохо! Частенько в почитаемые герои попадают сильные мира сего независимо от их жестокости и недемократичности: от Македонского и Цезаря, до Наполеона и Гитлера. В любом обществе найдутся граждане, которые тоскуют по «сильной руке», которую в своей жизни на собственной шкуре никогда не прочувствовали. И призываемые страждущими сильные приходят. Но что происходит потом?

Вчера они были народолюбцами, боролись за справедливость, клялись быть защитниками слабых… Но вдруг «прозревают» и начинают руководствоваться исключительно «интересами государства», которые, разумеется, «лучше всего учитывают и интересы народа». И тогда происходят с ними метаморфозы с поворотом вектора движения на 180 градусов. История повторяется: некоторые, даже самые позитивные герои, приходят к Силе, вкушают от Власти и становятся Дартвейдерами. Помните главного антагониста киносаги Джорджа Лукаса «Звёздные войны» Дарта Вейдера? Чёрного Властелина, который мутировал из милого юноши по имени Анакин Скайуокер и является олицетворением доктрины правления через страх и террор.

Дартвейдерство стало характерной психопатологией украинского политикума. Вспомните президентов. Украинский коммунист стал украинским националистом, директор стратегического предприятия – родоначальником Кучмизма, заштатный бухгалтер-демократ обратился в бабая, именем которого пугают детей…

Суть дартвейдеризма «партии власти» заключается и в множащихся бесчинствах в социально­экономической сфере, и в том, что ради спасения своего «престижа» за счёт губительных для отечественной экономики и социума зарубежных кредитов, она начинает прогибаться под давлением Запада. «В интересах государства» народное большинство начинают брутально гнобить под рассуждения о «будущих благах», а это создаст фундамент для возможного оранжевого реванша.

Несмотря на всю свою антинародную сущность, «основоположник» дартвейдерства вызывает фанатичную симпатию у многих поклонников фильма. И эта «любовь» к абсолютному злу очень напоминает распространенное преклонение перед Гитлером. Как пишут в Интернете, Дарт Вейдер сегодня – «один из самых известных поп­идолов среди злодеев в истории кинематографа, он занял 3 место в списке 100 героев и злодеев Американского института кино».

Лукас очень тонко подметил и в гиперболизированном виде отобразил характерные черты современной политики. Провести параллель между историей Дарта Вейдера и политическим путем многих сильных мира сего несложно. Это история перерождения, но перерождения не от зла к добру, а наоборот.

Примерно это происходит и с деятельностью значительной части нынешней власти, которая у большинства ее сторонников на волне антиоранжевых настроений приобрела гипертрофированно­возвышенное преклонение. Но в реальной жизни, придя к власти, Партия регионов стала проявлять все больше черт, характерных для дартвейдерства, как явления уже не киношного, а реального и зловещего.

Удивительная разница: российский экс-президент, а ныне премьер Владимир Путин начал перестраивать государственную власть с того, что «прищучил» многих олигархов и заставил крупный бизнес подчиниться государственным интересам.

Придя к власти и став председателем Партии регионов, Николай Азаров реализует совершенно противоположное: он стал «прижимать» малый и средний бизнес. То есть, ставить на колени тот пресловутый средний класс, которого всегда не хватало и который, по его же (Азарова) словам, «так нужен был для того, чтобы развивалась экономика»…

У всякого дартвейдера за спиной всегда стоит «Тёмная сторона Силы», если верить «Галактической политологии Лукаса». Сила стоит и за нашими украинскими дартвейдерами…

В нарушении предвыборных клятв, Н. Азаров стал не то что «стричь свиней», как он назвал представителей малого бизнеса, раздавая им же обещания после прихода регионалов во власть не облагать малый бизнес налогами, по причине того, что при «стрижке свиней шерсти мало, а визгу много». Вместо обещанных «налоговых каникул на 5 лет» он инициирует безжалостное сдирание шкур с этих самых «свиней». Приговаривая при этом: «не визжите, это же в интересах государства и малообеспеченных граждан!» Активно помогает ему в этом и другой народный любимец – С. Тигипко, и целый парламентско­-чиновничий хор, поющий оду строителям «новой страны».

Рост рейтинга Партии регионов в последние месяцы, если он где-­то и происходит, – скорее симптом ностальгирующего по «ежовым рукавицам» общества (если не игра заказных социологов). Или раздутая популярность власти питается за счет обещаний скорого повышения социальных стандартов и уровня жизни: «во всех проблемах виновны прежние власти, а мы вас спасаем». Действуют они по принципу Геббельса: «чем жестче давить на людей и при этом много им обещать, тем сильнее они будут верить и уважать». А бояться – само ­собой. Это главное для дартвейдеров: чтобы их боялись.

Получается, что по убеждениям Н. Азарова малое и среднее предпринимательство нуждается в «убойном налогообложении» не меньше, чем государство в кредитах от МВФ. Уж не за счёт ли уничтожения «ничего не приносящего государству» малого и среднего бизнеса премьер намерен усиленно поднимать промышленность, создавая рабочие места и повышая конкурентоспособность предприятий Украины на мировом рынке? И, кажется, часть людей, заждавшихся возвращения времен развитого социализма, активно клюют на наживку подобных социально-­экономических преобразований. Но насколько они выполнимы? И так ли они идут на пользу большинству граждан? Об этом население узнаёт с каждым очередным повышением тарифов, цен на товары и услуги. Но особенно ярко это проявится в случае принятия правительственного варианта Налогового кодекса и уже через месяц после введения его в действие.

Что нас ждёт в будущем

Изобретая все более пикантные мытарские инновации, подкрепляемые «всеобщим вселением уверенности в светлое будущее», Кабинет министров словно позабыл выработать хотя бы общую концепцию этого самого будущего.

Якобы обеспокоенное тем, что Украину заполонили китайские товары, Правительство проявляет чудеса «логики» и… начинает душить малый и средний бизнес, который, во многом и является производителем – не только услуг, но и товаров. Искаженные представления о необходимой последовательности действий теперь не только не способствуют открытию новых производств, но и сулят недолгую или многотрудную жизнь (вернее – выживание) старым «ветеранам» малого и среднего бизнеса, прошедшим «и Крым, и рым, и медные трубы».

Предприниматели будут вынуждены поднимать цены на услуги и товары. Неминуемо будет падать их качество за счет желания удешевить производство. Снизится конкурентоспособность товаров малого и среднего бизнеса перед зарубежными аналогами, которые мощным потоком хлынули на Украину из всех щелей, вызванных «болезнью» под названием ВТО. Мелкий предприниматель либо станет работать на энтузиазме (судя по всему – из желания во что бы то ни стало наполнять бюджет), а разоряясь, начнет уходить в тень или бунтовать.

Ну а куш сорвут исполненные благодарности партийцам-регионалам крупные фирмы, формирование цен в которых теперь уж точно не будут сдерживать ни ларьки, ни магазинчики, ни старушки на рынках, ни мелкие производители. В конечном счете, пострадает потребитель. И не важно, врач он, пожарный, учитель, или сантехник-­частник, или какой­-то «кровопийца» из класса «малого бизнеса». А крупные производители тоже вряд ли смогут серьезно конкурировать с зарубежными производителями, которые будут иметь открытый доступ на рынки Украины по условиям ВТО, МВФ и других подобных структур.

И будут к нам из Польши яблоки везти…

Озабоченность Правительства спасением экономики привела к еще одному «торжеству политической последовательности». Столь ревностно относящийся к экспансии китайской экономики Н. Азаров почему-­то совсем не возражал против участия китайских генподрядчиков в миллиардном проекте по строительству железной дороги из Киева в аэропорт «Борисполь». Проект был одобрен Кабинетом министров в июле. А народный депутат от НУНСа Владислав Каськив (один из наиболее известных полевых командиров «оранжевой революции»), принявший от «новой власти» должность руководителя группы по национальным проектам Комитета экономических реформ (вопиющее дартвейдерство!), искренне обрадовался, что под этот проект Украина получит кредит в миллиард долларов, который… заплатит китайцам за работу.

Глупо задавать вопрос: почему генподрядчиком в проекте не могла стать компания с Украины и почему нельзя дать работу своим соотечественникам? Не так сошлись звезды.

Название подрядчика – «Китайская национальная корпорация по экспорту и импорту машин и оборудования». И здесь есть о чём задуматься. Получается, отечественным предприятиям госзаказ на участие в этом проекте может разве что присниться? И это – «стимулирование отечественной промышленности» по Н. Азарову? Комментарии излишни, равно как и надежда на то, что китайская компания наймет на работу строителем украинца. У них своих хватает.

В последние месяцы возникло немало примеров того, как множится забота об отечественных производителях. Возьмем хотя бы закрытие Лисичанского содового завода. Предприятие поставляло соду не только всей Украине, но и в «ближнее зарубежье». Детективная смена собственников и «влияний Силы» в результате объективных причин, среди которых на первом плане стоит тупой грабеж, довели завод до банкротства. И, не без попустительства местных властей, не придумано было ничего лучше, как «порезать его на металлолом». 1500 человек остались без работы. Как думаете, есть ли в этом деле следы, ведущие в стан наших доморощенных дартвейдеров?

Еще одним модным нововведением стало закрытие предприятий, балансировавших на грани рентабельности и допустивших невыполнение непосильных налоговых тягот, или же нарушивших какие­-то нормы. Кризис и убойное для всякой «мелочи» законодательство приводят к ликвидации производств «малой» промышленности. Кому это выгодно? Только не людям, которые теряют работу и доходы – это точно. Не Украине – бесспорно. Остается последняя догадка – может, все-­таки, Китаю? Добро обязано победить зло?

Налоговая кочерга Н. Азарова, которой, как дань обязательствам перед МВФ, Кабинет министров выгребет последние крохи из карманов представителей малого и среднего предпринимательства, едва ли занесет эти крохи в карманы простых работяг, учителей, врачей, пенсионеров. Вместо производственного комплекса на Украине создается комплекс обслуживания. В рамках реализации проектов к Евро­-2012 только в 2010 г. выделено 40 млрд. гривен на строительство и реконструкцию стадионов, аэропортов, гостиниц и т.д. По снизошедшей установке сверху «бояться, как на нас посмотрит “Эвропа”», люди и сами стали поддерживать создание широкого поля для деятельности «флажочных» спекулянтов. Но власти забыли напомнить, что единым футбольным экстазом сыт не будешь. А сколько фабрик и заводов можно было вытащить из застоя за 40 млрд., никто не задумался? А зря, ведь и жовто-блакитни флажки скоро будут производить в Китае, процент за финансовые вливания в экономику которого ляжет тяжелым бременем на налогоплательщиков Украины. А флажкам украинским за китайскими угнаться будет почти нереально.

Спекуляции с ценами на газ, повышение пенсионного возраста, новые налоговые чудачества – лишь вершина айсберга. О том, что кроется в пучине вод, о причинах и возможных последствиях мы можем только догадываться. Но за этим уж точно не стоит интерес большинства избирателей, что подтверждается абсурдным несоответствием между словами и делами нынешнего лидера Партии регионов.

Новшества «регионалов» рассчитаны на долгосрочную и сомнительную перспективу, но люди не склонны верить обещаниям слишком долго.

Ремарк в одном из своих произведений описывал людей, которые разводя руками («а что я могу сделать?!»), молча соглашались с жестоким режимом ровно до тех пор, пока сами не становились жертвами репрессий, после чего активно вступали в борьбу со злом.

Люди склонны почитать «сильных героев». Но до поры, пока сила тех, обращенная во зло, своей убивающей кочергой не коснется их собственных жизней.