Важно не ошибиться с выбором шин

Правильный подбор характеристик автомобильных шин — практически ключевой параметр безопасности любого транспортного средства. Экономить можно на чем угодно — только не на резине и не на тормозах. Протектор всегда должен быть четким и глубоким, независимо от типа покрытия, а вот в других деталях могут бытью нюансы.

Отдельно нужно сказать о «всесезонной» резине. Формально она должна показывать себя лучше и зимнего, и летнего варианта, но на практике с «всесезонностью» не все так гладко. Универсальные покрышки хорошо показывают себя в условиях города и достаточно сухой трассы что летом, что зимой, но для современных переднеприводных авто управляемость все же лучше на специализированных протекторах под конкретные дорожные условия. Еще один резон блюсти сезонность шин — в экономии топлива и расхода на замену самих колес. Когда сцепление с поверхностью избыточно — больше нагрузка и на протектор, и на двигатель, сила трения влияет на режим работы движка прямо пропорционально.

По конструкции рабочей поверхности шины бывают:

Радиальные. Абсолютное большинство покрышек из шиномонтажа относится именно к этому типу. Суть в том, что металлический корд в основе лежит кольцами, создавая каркас жесткости, на котором и будет двигаться вся масса автомобиля. В каталожной маркировке обозначается литерой «Р» в составе индекса модели.
Диагональные. А в этих шинах корд выполнен в виде нейлоновой нити, в несколько слоев перекрывающей саму себя. Считаются эффективными на относительно низкой скорости. Обозначается в индексах знаком /.

Профиль — важнейший показатель пригодности покрышки к тем или иным условиям эксплуатации. На что влияет профиль шины? Проще спросить, к чему он отношения не имеет. Именно от профиля зависит сцепление колеса с дорогой, ускорение транспортного средства, соответственно — стиль и методика вождения.

По геометрии профиля шины могут быть:

Низкопрофильные. Короли шоссе. Выбор стритрейсеров. Скорость и динамика. Но в хотя бы слегка экстремальных условиях дорожного покрытия на таких колесах ловить нечего. Низкий профиль — только для очень хороших дорог и очень желательно — сухих.
Широкопрофильные. А это уже выбор тех, кому нужно ездить в дождь и грязь. Широкий профиль намного меньше проскальзывает и обеспечивает надежную управляемость без юзов даже в условиях большого ливня.
Высокопрофильные внедорожные. Используются егерями, любителями трофи и всем, кому нужно много ездить по бездорожью, глубоким грязевым колеям и крупным острым камням. Высокий и крупный протектор защищает корд и внутреннюю поверхность шины от прорезов и проколов, а глубокие борозды обеспечивают надежное зацепление на раскисших грунтах. Шины с таким профилем, как правило, продаются в большом и очень большом диаметрах.

По геометрии протекторы бывают:

симметричные;
ассиметричные.
Тут все просто, достаточно посмотреть, зеркален ли отпечаток. Симметричные шины используют очень часто, в частности, в бюджетных моделях, предназначенных для всесезонного использования. Клише для такого рисунка чуть сложнее в изготовлении, но в промышленных масштабах разницы нет.

Ассиметричность шинного протектора вызвана попытками рационализировать истирание резины. Известно, что нагрузка на внутренний и внешний край колеса отличается, порой значительно. Во время маневрирования внешняя сторона испытывает намного большие нагрузки, поэтому ее желательно усиливать.

Также есть различие и в структуре собственно протекторного рисунка. Он бывает:

направленным;
ненаправленным.
Направленный рисунок считается более оптимальным при езде по поверхности с повышенным содержанием воды, такой протектор выбрасывает центробежной силой избыток жидкости в сторону, обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью. Но такие шины дольше и труднее менять, кроме того, они сложнее в производстве и дороже.

Ненаправленных шин производится большинство. Они хуже ведут себя на залитом водой асфальте, но это «хуже» не настолько критично, чтобы покрывать лишние затраты в производстве для бюджетных моделей.

Типировка зимних шин
В южных регионах многие прижимистые водители ездят по принципу «что там той зимы осталось — неделя в году». В северных условиях, наоборот, не видят смысла в трате на покрышки для месяца хорошей и относительно теплой погоды. Неправы и первые, и вторые. Если регион не является тропиками, вероятность попасть под сильный гололед и разбить авто вплоть до возможных жертв — ситуация, увы, довольно обыденная. В северных же условиях на прогретом и сухом асфальте очень сильно увеличивается расход топлива и ухудшается управляемость, что тоже потенциально ведет к ДТП.

Зимние шины относятся к «липучкам», в них используются мягкие типы синтетических каучуков, которые сохраняют упругость даже на сильном морозе при постоянном контакте с ледяной поверхностью. Именно поэтому их трудно использовать при жаркой погоде. У нас можно купить шины в кургане недорого.

В большинстве классификаций выделяют два типа зимних шин, созданных в соответствующих климатических условиях:

«Eвропейские». Отличаются более «геометричным» рисунком протектора, соответствующим условиям мягкого океанского климата Западной и Центральной Европы, где зима — это очень много грязи и очень иногда снежно. Помимо собственно зимы, такая резина идеально вписывается в режим езды по раскисшим грунтовым дорогам.
«Cкандинавские». Отличаются более «рваным» рисунком протектора, состоящим из хаотически (на первый взгляд) расположенных кривых ложбин. Такие шины рассчитаны на полярно противоположную зиму — когда очень много снега и частые наледи, а грунт промерзает. Незаменимый тип резины в условиях, собственно, Скандинавии, Канады, России, частично — севера США, также полезен в высокогорьях с постоянным обильным снегом и присутствием ледников.
Высота профиля зимней шины больше, чем у летней, но не намного, в среднем на миллиметр и достигает 9 мм. Достаточно большая глубина протектора, если сравнивать с почти «лысыми» по конструкции гоночными шинами, но при этом практически в два раза уступает протекторам больших внедорожных колес. Слишком большую высоту делать нельзя — налипание снега порядочно увеличит массу колеса небольшого городского авто, ехать станет сложней. Слишком низкий протектор — тоже плохо, быстро забьется, покрышка начнет проскальзывать, а машина просто свалится в неконтролируемый занос.

Отдельно нужно упомянуть регламент использования шиповки шин. Во многих странах он четко ограничивает их использование определенным сезоном, ввиду повышенной нагрузки и разрушения дорожного покрытия такими шинами летом. В России инспектор ГИБДД обязан выписывать внушительный штраф, если останавливает машину на шипованной дороге летом.