Американский рейд в Киргизию. Взгляд из Украины

Не так давно командир американской базы в Манасе полковник Дуайт Соунс сказал: «Киргизия сама по себе это бриллиант в центрально-азиатской короне, в плане своего географического местоположения и своей сферы влияния на окружающие ее страны». А история любого крупного бриллианта есть история борьбы за обладание им. До недавнего времени в стране, безусловно, доминировало российское военное начало. Но…

«Кадры решают все»

Система сдержек, балансов и противовесов в Кыргызстане получила новый формат. 25 сентября президент США Барак Обама встретился в Нью-Йорке с президентом Киргизии Розой Отунбаевой. И хотя встреча состоялась в рамках не специального визита, а сессии Генеральной Ассамблеи ООН, это было полноценное, заранее спланированное мероприятие с последующим брифингом заместителя государственного секретаря США. Следовательно — это было провозглашением новой программы действий США в Кыргызстане.

Американский президент призвал Отунбаеву предпринять новые шаги по предотвращению волн насилия, периодически захлестывающих Кыргызстан. И даже перечислил эти шаги: согласие кыргызов на развертывание Полицейской консультативной группы (ПКГ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (52 человека), а также создание «вызывающей доверие международной комиссии», которая займется расследованием причин июньских событий в Оше.

Все это — «обязательные слова», но что по-настоящему означает эта встреча? Особенно в канун выборов в парламент Кыргызстана, которые состоятся 10 октября?

«По-настоящему» американцы хотят в Кыргызстане две вещи — привести к власти «свое» правительство и усилить там свое военное присутствие. И здесь мы вынуждены вступить в тот сумеречный мир догадок и предположений, из чего, собственно, и состоит внешнеполитическая прогностика.

С точки зрения сотворения «своего правительства» встреча Обамы и Отунбаевой вызывает, на первый взгляд, недоумение. Ведь Отунбаева — это lame duck, «хромая утка». В политическом сленге США такой титул обретает «президент второго срока» в последний год своего пребывания у власти. Как известно, с 1951 года (22-я поправка к Конституции) одно и то же лицо не может быть избрано президентом США более двух раз. В отношении Отунбаевой ситуация еще более крутая: она всего лишь «Президент Киргизии переходного периода», и срок ее полномочий установлен до 31 декабря 2011 года. Переизбираться на следующий срок она не имеет права. Во всяком случае, так предписано нормой права — специальным декретом Временного правительства Киргизии от 19 мая 2010 года.

Но следует отдавать себе отчет, что нормы права соблюдают лишь те, кто желает их соблюдать или те, у кого нет сил их нарушить. Поэтому «списывать» Отунбаеву со счетов несколько преждевременно. Грядущие выборы в кыргызский парламент имеют шанс закончиться грандиозной сварой четырех основных претендентов на кресло торага Жогорку Кенеша. То есть — за кресло спикера парламента.

Амбиции этих претендентов — Омурбека Текебаева, лидера партии «Ата Мекен», Темира Сариева, лидера «Ак-Шумкара», Азимбека Бекназарова, отца лидера партии «БЭК» и Алмазбека Атамбаева, лидера Социал-демократической партии Киргизии, — могут привести к яростному противостоянию в стране. В свое время в Украине хватило двоих, Ющенко и Януковича, чтобы превратить страну в лагерь, раздираемый политическими страстями. А тут целых четверо!

И тогда Отунбаева может сделать то, что не рискнули сотворить боязливые украинские лидеры. А именно: апеллируя к «принципам демократии» заявить, что она — единственная «всенародно избранная Президент» и не может допустить хаоса. А «хаосом» будут противоречия между депутатами парламента, избираемого, как известно, не прямым голосованием, а по партийным спискам. То есть — не «по воле народа», а по принципу «личной преданности лидерам»

«Народу», может быть, и понравится, поскольку голосование по партийным спискам вызывает раздражение у большинства, но это не самое важное. Решающим является тот факт, что «столп», «лидер» и «судия» мировой демократии, США, могут признать этот шаг Отумбаевой «демократическим». А Отумбаева вернет Кыргызстан к президентской форме правления и сформирует проамериканское правительство.

«Quod erat demonstrandum!» (Что и следовало доказать!)

Тем более что из «великолепной четверки Жогорку Кенеш» Отумбаевой могут предложить партнера. Похоже, что самый сильный и самый хитрый из них — Омурбек Текебаев. В течение своей предвыборной кампании он так и не провозгласил свою политическую ориентацию, раздавая поклоны и на Север и на Запад. Хотя, похоже, американцы избрали именно его. И даже «работают» на него. Во всяком случае, только этим можно объяснить факт появления в средствах массовой информации записей телефонных разговоров, дискредитирующих Сариева, Бекназарова и Атамбаева. Так, на одной из пленок Атамбаева обвиняют в том, что за 400 тысяч долларов он обещал назначить человека Бекназарова в таможню, но элементарно «кинул заказчика» и посадил туда своего человека. На другой — Атамбаев, в свою очередь, обвинил Бекназарова и Сариева в том, что они «распилили» один миллион долларов государственных средств. Для Украины такой размер взяток — просто смешон, но для Киргизии это очень серьезные деньги.

Но что интересно: в записях телефонных переговоров нет ни одного упоминания Омурбека Текебаева. Местом «прослушки» телефонных разговоров кыргызских политиков, скорее всего, был технический центр военно-воздушной базы (точнее — «Центра транзитных перевозок») «Манас». Только он в ближайшей округе обладает достаточным техническим потенциалом. А слив информации, возможно, идет от окружения Текебаева. Схема простая, примитивная и очень эффектная.

Но даже если США и не решатся пойти на открытое игнорирование специального декрета Временного правительства Киргизии от 19 мая и не станут делать Розу Отунбаеву «долгоиграющим президентом Кыргызстана», то остается сам Текебаев. А от Розы Отунбаевой достаточно будет и слов поддержки, поскольку они будут сигнализировать о поддержке американской.

В общем, США, осуществляя «кадровую политику» в регионе, подготовили в Кыргызстане двух лидеров. Но эти «кадры», как по Сталину, могут «решить все».

Борьба за бриллиант

Ведь что необходимо американцам от Бишкека?

— Поддержка и обеспечение Северного пути снабжения группировки из 120 000 военнослужащих Международных сил содействия безопасности (ISAF), действующих под эгидой НАТО. Из них американских солдат — 78 430. Южный путь (через Пакистан) все чаще дает сбои из-за регулярных бомбежек американцами пакистанской территории.

— Контроль над потоком афганского героина, направляемого в Россию и Европу. Сейчас даже не важно, «контроль» или «руководство» потоком (обе версии правдоподобны). Важно то, что доходы от афганского наркобизнеса составляют около 65 миллиардов долларов, из которых не менее 55 миллиардов — экспорт наркотика. Основные пути экспорта проходят через Ош — Бишкек. Контролировать этот поток (простите, «бороться с этим потоком») не только «благородно», но и очень выгодно.

— Геополитическое вытеснение России из опорной страны центрально-азиатского региона и ослабление Шанхайской организации Сотрудничества (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

— Доступ к ресурсам Кыргызстана, прежде всего гидро- и гидротехническим. Кыргызская республика недавно показала свои возможности воздействия на Казахстан, отрубив подачу туда воды и поставив южную часть страны перед аграрной катастрофой.

Для выполнения этих задач необходимо сохранение военно-воздушной базы в Манасе, строительство новой базы на юге Кыргызстана и ослабление кыргызско-российского военного сотрудничества. Доступ к ресурсам в таких условиях придет сам.

Что и происходит уже сейчас. База в Манасе остается, строительство базы («учебно-тренировочного центра») в Баткене началось, визит российского министра обороны Сердюкова и подписание российско-кыргызского военного соглашения «внезапно отложено». А это соглашение для России не менее важно, чем «Харьковские соглашения» с Украиной. Там Москва на 25 лет получала Севастопольскую бухту для своего Черноморского флота. Здесь Бишкек соглашался предоставить России на 49 лет права аренды своих объектов. С правом пролонгации.

А теперь эти российские военные объекты в Кыргызстане — авиабаза в Канте, центр связи ВМФ №338 в поселке Кара-Балта, испытательная база противолодочного оборудования №954 «Койсары» в Караколе (Иссык-Куль) и военная сейсмическая станция в Майлы-Суу — оказались под реальной угрозой непродления арендного договора. Похоже, что Бишкек сделал то, что всегда повергало Москву в состояние глубочайшего раздражения: потребовал увеличить плату за аренду своих военных объектов.

Здесь есть, правда, одно но… При такой реальной смене внешнеполитического вектора необходимо «сохранить лицо» самого Кыргызстана. Эта страна провозглашена парламентской республикой и ее «укладывание под американские интересы» через президентские указы выглядит оскорблением волеизъявления кыргызского народа. Поэтому особое значение в данной ситуации получает высший представительный (то есть представляющий волю населения) орган, парламент, Жогорку Кенеш. Точнее — человек, его контролирующий. Торага. Спикер. Который сможет благословить перемены «священной волей народа».

И, судя по перипетиям событий последнего времени в Кыргызстане, американцы сделали выбор. И поставили на Омурбека Текебаева, предоставив ему технические возможности своего военного объекта.

Что в итоге? Создается впечатление, что острая фаза политической борьбы уже началась. Россия не смирится с потерей своего влияния в Кыргызстане. Ко времени выборов в кыргызский парламент подгадали проведение в Матыбулаке (Казахстан) антитеррористических учений стран ШОС под названием «Миссия мира — 2010». Цель учений для Москвы заключалась в демонстрации значимости ШОС и ОДКБ для обеспечения региональной безопасности в Средней Азии. Но по иронии судьбы (?) с этими учениями по времени совпало террористическое нападение в Таджикистане, расцениваемое в регионе как слабость сил ОДКБ.

В конце сентября были проведены «совместные учебные полеты» российских, китайских и казахских летчиков на российской базе ВВС в Канте.

Но знаковое событие — это обозначение Россией своего основного центрально-азиатского партнера. Им становится Китай. Несмотря на многочисленные реверансы США в сторону России: «Мы, со своей стороны, очень довольны сегодняшними успехами и сотрудничеством, налаженным с правительством России, особенно по Киргизии, которая занимает очень важное место в списке приоритетов обоих государств» (Роберт Блейк, заместитель госсекретаря по Центральной Азии).

Однако приоритеты явно схлестнулись друг с другом, и российский президент Дмитрий Медведев поехал в Пекин. 27 сентября Медведев и Ху Цзиньтао заявили, что негативные тенденции прошлого года преодолены, в этом году мы наверстали упущенное и российско-китайские отношения стоят на новом старте. А поскольку эти заявления будут подкреплены значительными поставками российских нефти и газа в Поднебесную, то новая ось «Москва — Пекин» вырисовывается все более и более отчетливо.

Россия и Китай — медведь и тигр — вряд ли уживутся в тесной Азии. Однако могут и поладить… если туда по-хозяйски деловито поставит свой сапог Америка. США не тот пират, который добровольно расстается с бриллиантами. В таком случае судьба Кыргызской республики заранее определена и может быть весьма печальной — стать антироссийским или антикитайским форпостом США в Центральной Азии.