«Единая Россия» привлекает союзников из «ближнего зарубежья»

В течение одной недели, один за другим, кандидат в президенты Молдовы Мариан Лупу и давний претендент на пост президента в Кыргызстане Феликс Кулов нанесли демонстративные визиты в Москву перед выборами в двух странах. В Москве они подписали соглашения о партнерстве от имени своих партий с российской партией «Единая Россия». Уже вернувшись на родину, Лупу и Кулов призвали к тесному сотрудничеству между своими странами и Россией.

Тогда как Кулов является закоренелым чекистом с политическим электоратом, ориентированным на Россию, Лупу переходит от европейской позиции к двухвекторной позиции между Европой и Россией. Эти два лидера относятся к той группе политиков, которые считают, что путь к успеху на выборах в Кишиневе и Бишкеке, или любой другой столице пролегает через Москву.

Несмотря на все различия между ними, Молдова и Кыргызстан имеют уникальный общий знаменатель: они являются единственными странами в бывшей советской Евразии, которые имеют или пытаются внедрить парламентскую систему правления (не считая неудавшийся украинский «оранжевый эксперимент» с парламентско-президентской системой). Оба случая иллюстрируют возможные риски преждевременного внедрения парламентской системы правления, особенно без развития необходимых предпосылок для этого с учетом политических институтов, партий и менталитета.

В последние два года Молдова испытывает муки постоянной предвыборной кампании. Теперь страна вошла в еще один двойной раунд парламентских и президентских выборов, которые, возможно, снова будут не окончательными. Ситуация в Кыргызстане превратилась в анархию. Между тем в обеих странах общедоступная борьба за власть среди партий представила беспрецедентно широкий спектр для манипуляций со стороны России.

«Единая Россия» формирует сеть партнерств с политическими лидерами и партиями из бывших республик СССР. Такими партнерами на сегодняшний день являются «Центр гармонии» в Латвии, Центристская партия в Эстонии (каждая партия имеет российскую избирательную базу), «Партия регионов» в Украине, политические проекты Нино Бурджанадзе и Зураба Ногаидели в Грузии.

Москва использует подобные внутрипартийные соглашения для того, чтобы оказывать влияние на внутреннюю политику. Эти соглашения привлекают «тандемную» работу сотрудников и политических учреждений президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. На недавно подписанных соглашениях стоит подпись спикера российской Думы Бориса Грызлова, который уже давно входит в командную цепь Путина. Однако предварительная работа по отбору и «вербовке» таких политических союзников координировалась стороной Медведева в лице руководителя администрации президента Сергея Нарышкина. Церемонии подписания соглашений могут сопровождаться встречами с Путиным или Медведевым, если это необходимо для того, чтобы перед выборами продемонстрировать то, что Москва «благословила» ту партию, лидер которой приехал.

Хотя в России конкурентная политика подавляется, Москва считает, что многопартийные выборы можно использовать в своих целях в определенных странах. В большинстве стран (за исключением Грузии) Москва может сформировать, объединить или расширить избирательные блоки вокруг партнерских политиков или партий. В этих целях она может организовывать политические импульсы из Кремля, обеспечить благоприятное освещение через российские СМИ для протежируемых политических сил (наряду с негативными материалами в прессе о конкурентах), предложить деловые возможности для клиентуры политиков-партнеров.

Когда политика в этих странах распадается на фракции, когда ни одна партия не имеет большинства, а коалиционные правительства нестабильны, влияние партий-партнеров Москвы может достичь своего апогея. В подобных ситуациях они могут удерживать политическое равновесие, решить судьбу правительства или парламента, инициировать, или наоборот, предотвратить досрочные выборы.

Некоторые российские политтехнологи утверждают, что подобный способ заключения партнерства отражает новый прагматизм со стороны российского руководства. По этому представлению, Москва больше не делает ставки только на пророссийские или только антизападные политические группы в этих странах, вместо этого она диверсифицирует свои отношения.

Тем не менее, список партнерских партий России опровергает данное утверждение. Большинство этих партий и политиков ориентированы на Россию из-за своих старых связей или личных интересов. В случае с Латвией, Москва предпочла одну пророссийскую партию (относительно умеренную партию «Центр гармонии») другой пророссийской партии (антилатвийской «Права человека в объединенной Латвии») с целью продвинуть первую в коалиционное правительство Латвии. В Эстонии московские политтехнологи, возможно, приготовили ту же участь для Центристской партии: эта партия состоит из немногочисленных эстонских политиков, а также есть существенное количество местных российских избирателей. Только Лупу, ставший последним дополнением в списке партнеров «Единой России», может оправдать теорию диверсификации. Однако в этой стране Москва стремится добиться создания коалиции Демократической партии Лупу с Коммунистической партией для управления страной после предстоящих выборов.