Ситуация с отставкой Лужкова должна «остыть»

После отрешения Юрия Лужкова от должности в обществе развернулась широкая дискуссия о том, какие изменения произойдут в жизни Москвы, какой может быть «дорожная карта» нового столичного градоначальника. Свое суждение по этому поводу в интервью «Росбалту» высказал заместитель директора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский.

— Насколько радикальным может быть изменение социального и политического курса мэрии Москвы?

— Что касается социальной политики, сейчас никакого пересмотра не может быть. Это было бы просто политически неверным решением. Например, при Лужкове Москва не шла на стопроцентную оплату ЖКХ, на присоединение к федеральным нормам капитального ремонта, требующим монетизации коммунальных льгот. Естественно, этого не произойдет сейчас. Вопрос в том, что будет через год-другой. Возможно, в будущем на все, что касается социальной политики Москвы, будут оказывать влияние изменения, проходящие на федеральном уровне.

С политической точки зрения – возникает вопрос контроля вертикали власти, которая в столице имеет свои особенности. Естественно, пройдет реорганизация в правительстве Москвы. Наверняка кадровые перестановки на верхнем уровне московской власти произойдут и будут достаточно существенными, хотя не радикальными. По крайней мере, на первом этапе, до того, пока новая команда разберется, что происходит в городе, политика не изменится.

Кроме того, очевидно, что большинство московского чиновничества спокойно «присягнет» новой власти и продолжит работать. Нужно принимать во внимание и то, что «кадровые революции» — это всегда потеря устойчивости и управляемости, а через год стране предстоит пережить выборы. На мой взгляд, индикатором изменений, которые могут произойти, станет решение двух ключевых для Москвы вопросов — о Генплане и бюджете на следующий год.

— Какие «острые» вопросы могут встать перед новым мэром?

— Стратегически, с точки зрения политической системы управления Москвой, ключевой вопрос — о местном самоуправлении в городе, которое на сегодняшний день практически отсутствует. Фактически все полномочия местного самоуправления в значительной степени осуществляются на уровне префектур и управ, которые являются органами госвласти.

Второе — вопрос о возврате к выборности мэра. Эта тема время от времени всплывала и раньше, а сейчас она перемещается в центр политической повестки дня и будет таковой оставаться, думаю, достаточно длительное время.

Тем более, говоря о том, как изменится система управления столицей, нужно отметить, что многие, существующие на сегодняшний день проблемы Москвы, можно рассматривать как политические. Это касается и Генплана, который то ли будет пересматриваться, то ли нет. Его отзыв или новое согласование выглядит как первоочередной политический шаг нового градоначальника.

В перспективе просматривается то, что стратегические вопросы развития Москвы в границах города не могут решаться. Они требуют объединения со стратегией развития Московской области. Это касается и инфраструктуры, и энергетики, и экологии, и единого рынка труда (с учетом налоговых вопросов).

Кстати, надо сказать, в свое время еще Лужков с этой темой выступал, предлагал единую стратегию развития Москвы и области. Или, как более радикальный вариант, объединение регионов. Оба варианта влекут за собой серьезное изменение управленческой структуры. При этом если Москва престанет быть субъектом федерации, все равно встают вопросы о ее муниципальном управлении, о выборности мэра.

Вот эти проблемы рано или поздно появятся в повестке дня, в том числе, как только возникнет «история» с «уходом» Громова (губернатор Московской области Борис Громов – «Росбалт»).

— Каким может быть будущее Лужкова?

— Первоначальный эмоциональный накал, который наблюдался в заявлениях и действиях Лужкова, несколько поутих. Пока от самого экс-мэра, кроме ряда первоначальных даже не заявлений, а реплик, более-менее развернутого изложения позиции не прозвучало. Поэтому я думаю, что Лужков будет в дальнейшем пытаться играть определенную роль ньюсмейкера, лидера, выражающего общественное мнение. Говорить о том, что у него есть какая-либо политическая стратегия, тем более, что она будет реализована, преждевременно. На мой взгляд, ни о какой радикальной политической стратегии речь идти не будет.

С политической точки зрения, одна из основных проблем Лужкова заключается в том, что возможности его сотрудничества, практически со всеми политическими силами России, как системными, так и внесистемными, – минимальны. Что касается «Единой России», то он пошел на прямой разрыв с единороссами. Отношения со «Справедливой Россией» и ЛДПР являются неприемлемыми для обеих сторон. Отношения с КПРФ теоретически могли бы быть возможны, но для КПРФ не подходит имидж Лужкова, сложившийся в последнее время. Что касается внесистемной оппозиции, — она слишком много претерпела от московских властей.

— Возможно ли судебное преследование Лужкова?

— Как я уже говорил, первая эмоциональная волна уже схлынула. Сейчас по каким-то моментам проходят доследственные проверки, но чем это закончится, сказать пока трудно. На мой взгляд, очевидным индикатором в этом вопросе станет то, как будет развиваться «дело Рябинина».

— Какие качества нового мэра должны быть предпочтительными? Иначе говоря, какого человека посту градоначальника воспримут москвичи?

— Проблема в том, что Лужков очень долго руководил Москвой. Многие люди уже не могут понять, «а каким должен быть мэр?». Можно говорить о том, какие ожидания испытывают определенные слои московского общества. Самый главный запрос связан с необходимостью сохранения городской социальной политики, в первую очередь, это важно для людей пенсионного возраста. И это запрос тех, кто, образно говоря, «ходит на выборы».

Есть большое количество людей, у которых много претензий к Лужкову. И там, соответственно, запросы иные, связанные с радикальными изменениями управленческой политики. Это – один из центральных политических вопросов. С этой точки зрения, могу сказать, что мэр Москвы должен быть скорее политик, чем чиновник.

— На ваш взгляд, в Кремле определились с кандидатурой нового мэра?

— К моменту, когда было принято решение о «снятии» московского мэра, политический кризис вокруг его персоны длился уже три недели. Я думаю, что и Медведев, и Путин представляли себе, «шорт-лист» кандидатов. Другое дело, дальше возникает вопрос выбора из этого списка. Полагаю, что консультации до сих пор продолжаются. Показателем этого является, в том числе следующее: если сначала было ощущение, что кандидатура на должность нового мэра будет внесена в течение двух-трех дней, то потом, этот вопрос был отложен.

На самом деле, ситуация, связанная с отставкой Лужкова, была весьма эмоциональной не только для него самого, но и для всей политической элиты страны. Причем политическая элита получила четкий сигнал – не стоит «делать ставки» насчет 2012 года. А сейчас взята некоторая пауза, чтобы ситуация «остыла». Тогда и решение появится.