Яблоки раздора белорусской оппозиции

Несмотря на предыдущий достаточно большой опыт политической борьбы, к предстоящим выборам главы белорусского государства прозападные национал-радикальные оппозиционные силы страны подошли раздробленными как никогда. Это имеет, несомненно, позитивное значение — не будет кандидата, способного собрать под своими прозападными и антироссийскими знаменами значительную часть электората.

Как показывают июньские замеры общественного мнения, у наиболее раскрученного кандидата от националистов — лидера движения «За свободу» Александра Милинкевича — не более 5,5% готовых голосовать за него в качестве кандидата в президенты. Рейтинг подавляющего большинства остальных оппозиционных кандидатов не превышает 1-2%, т.е. находится на грани статистической погрешности. При этом рейтинги А.Милинкевича и любого другого единого кандидата у оппозиционно настроенного электората уже не плюсуются, т.к. они заняли принципиально различные позиции по подавляющему большинству вопросов как проведения избирательной кампании, так и будущего страны.

Лучше всего состояние белорусской оппозиции накануне выборов характеризует происходящая в ее рядах дискуссия по двум ключевым темам белорусской политической реальности: во-первых, это вопрос об отношении лично к Александру Лукашенко и курсу, им проводимому, во-вторых, это вопрос об отношениях с Россией.

Белорусские национал-радикалы, жестко ориентированные на США и Польшу, в лице лидера движения «За свободу» Александра Милинкевича, примкнувшей к нему партии «Белорусский народный фронт» (БНФ) и ряда националистических молодежных организаций еще зимой текущего года отказались создавать коалицию (и сообща выдвигать «единого кандидата» в президенты) с русскоговорящими праволиберальными силами республики во главе с ОГП, ориентированными на мелкий и средний русскоговорящий бизнес.

Тем самым белорусские национал-радикалы еще тогда фактически попытались снять с повестки дня вопрос о победителе на предстоящих выборах президента республики. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что инициатива по дроблению оппозиционного электората исходила от одной из оппозиционных сил, что, в принципе, не вяжется с элементарными законами политического выживания. Соответственно, можно допустить, что реальные мотивы решения Александра Милинкевича о дроблении оппозиционного электората были совсем иными, нежели борьба за власть. Скорее, это похоже на сотрудничество двух сил, одна их которых работает в подыгрыше другой.

Удивительно, что такие метаморфозы произошли с теми политическими силами, которые ранее (достаточно вспомнить первого лидера БНФ Зенона Позняка) были наиболее радикальными критиками нынешнего главы белорусского государства и его модели отношений с Россией. Теперь они его поддерживают. И главный фактор смены их позиции в отношении белорусского президента продиктован тем, что, на их взгляд, Александр Лукашенко, что бы он не делал внутри республики, сохранил главное — суверенитет страны, и смог выстроить отношения с Россией таким образом, что республика получала нефть и газ бесплатно многие годы в обмен, как принято сейчас говорить, на поцелуи.

Белорусская власть не могла не заметить произошедшую с данной частью оппозиции метаморфозу и перестала ее прессовать, подвергать давлению, а активистов движения — репрессиям. Наоборот, власти стали оказывать повышенное давление на те националистические силы, которые были не согласны с подходами Александра Милинкевича в отношении действующей власти с тем, чтобы люди «увидели выбор»: если они будут упрямиться — их будут прессовать, если займут «прагматичную» позицию «пана Милинкевича» — то все проблемы снимутся. Кстати, из всех белорусских политиков только Александр Милинкевич и его жена, Инна Кулей, известная в кругах оппозиции своими пропольскими связями, были приглашены на недавно состоявшуюся инаугурацию президента Польши Бронислава Коморовского.

Таким образом, для этой части оппозиции основная заслуга нынешнего главы республики состоит в том, что он не дает развиваться Союзу Беларуси и России. Соответственно, стагнация Союза создает такие условия, при которых в случае прихода после Александра Лукашенко ставленника националистических сил у него не будет необходимости отматывать назад договора с Россией и выходить из союзных договоренностей. Т.е. кратко позицию этих оппозиционных сил можно сформулировать так: за Лукашенко, потому что он против России и против Союза Беларуси и России.

Другая часть оппозиции, русскоговорящая и либеральная по своему характеру, по-прежнему продолжает очень жестко критиковать нынешнего главу белорусского государства за ошибки, допущенные им во внутренней политике, отсутствие, прежде всего, экономических реформ, приведших к аховому положению в экономике, за отсутствие демократии, политических свобод и т.д. Вместе с тем, эта, более здравомыслящая часть оппозиции, свободная от националистических шор, готова (с разной степенью интеграции) развивать экономические отношения с Россией как на государственном уровне, так и на уровне бизнес-структур.

Именно в силу идеологических расхождений с национал-радикалами, которые отказываются понимать, что т.к. республика находится рядом с Россией, с ней все равно надо иметь партнерские и союзнические отношения, эта часть оппозиции готова признать, что Россия имеет на территории республики законные экономические и политические интересы, и что эти темы необходимо обсуждать с учетом признания белорусских интересов в этих вопросах. Кратко позицию этих оппозиционных сил можно сформулировать следующим образом: против Лукашенко, но за экономическую и, возможно, частичную политическую интеграцию с Россией.

Если говорить о позициях этих двух лагерей в белорусской оппозиции в гораздо более знакомой и знаковой для российского читателя украинской системе координат, то ситуацию можно представить следующим образом: Милинкевич, БНФ и Ко являются продолжателя дела Ющенко и Тягнибока на белорусской земле, а ОГП, общественная инициатива «Говори правду» и Ко являются сторонниками линии Януковича в отношении России.

С учетом текущего тактического (но еще не стратегического) идеологического размежевания белорусской оппозиции по ключевым вопросам национального развития, соответственно, и Россия может иначе посмотреть на возможность работы общественных сил страны с некоторыми, подчеркиваю, некоторыми белорусскими оппозиционными силами, поскольку нелогично, с одной стороны, развивать космическими скоростями отношения с аналогичного рода украинскими политическими силами и, с другой стороны, не замечать или игнорировать такие же в идеологическом плане политические силы внутри Беларуси.

Необходимо признать, что за последние полгода в белорусском оппозиционном пространстве произошли достаточно серьезные изменения, связанные с переосмыслением рядом политических сил роли России в стратегии развития республики. И эти изменения России на руку, особенно с учетом текущих отношений с руководством страны. Ситуация сегодня существенно отличается от той, что была еще год назад. Сегодня России есть с кем сотрудничать в оппозиционных кругах Беларуси, т.к. эти силы не являются, как белорусские национал-радикалы, антироссийски настроенными. И аналогия с Януковичем здесь становится вполне уместной.

Конечно, надо понимать, что автор не предлагает развивать эти отношения в пику действующей в республике власти — сотрудничество на государственном уровне должно развиваться в любых сферах двусторонних отношений и там, где это только возможно, потому что интересы народов двух стран стоят несоизмеримо выше личных амбиций. Вместе с тем, впервые за долгие годы у России появилась возможность начать диалог и с гражданским обществом республики, чего раньше не было. К сожалению, в республике по многим причинам отсутствуют сильные пророссийские партии и общественные организации. Этот вопрос — не только еще одна тема для серьезной дискуссии патриотических сил Беларуси и России, но и повод для активной совместной работы. Но, скорее всего, уже после проведения нынешней избирательной кампании.