Как Сванидзе дедушку Николая «министром» назначил

В размещенной недавно в «Сегодня.ру» статье «Вассерман напрасно обижает Сванидзе» автор высказал предположение о том, что бесконечные исторические ляпсусы Николая Сванидзе зачастую вызваны не сознательным стремлением исказить истину, а его первобытным невежеством и чрезвычайной занятостью тем, что в неполиткорректные тоталитарные времена грубо именовалось «стукачеством».

Судя по реакции в блогосфере, не все читатели разделяют эту точку зрения. Многие просто не желают понимать, что стремление «просигнализировать», с точки зрения Николая Сванидзе, является… романтической традицией мушкетеров.

В интервью журналисту Михаилу Бузукашвили «Николай Сванидзе: «Все зависит от человека» Николай Карлович рассказал: «Главное ведь атмосфера, дух. Это атмосфера мужской дружбы. Это романтика отношений. Я когда приезжаю в Париж, как зачумленный хожу по этим улочкам, по которым ходили мушкетеры, я узнаю их. Я хожу по той улице Феру, по которой ходил Атос, я от этого балдею. Атос – мой любимый герой».

Атос, как известно, обожал сочинить доносик-другой на профессоров Сорбонны. Посидит, бывало, с друзьями на улице Феру за бутылочкой бургундского, наберется вдохновения и скорей писать: «Я почитаю священным долгом доложить, что профессор N…». Портос сигнализировал на Арамиса, а д’Артаньян стучал на госпожу Бонасье и трактирщика. И все, заметьте, в атмосфере чистой «мужской дружбы». Такие «зачумленные» «атосы — сванидзе» еще в Древнем Египте на папирусе «романтикой отношений» занимались. Есть у историков мнение, что первую «историческую хронику» вавилонский «сванидзе» на глиняной табличке клинописью начертал и, в отличие от продолжателя его дела в 21 веке, ничего не перепутал. А путает Николай Карлович решительно все на свете.

Вот президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что не имеет никакого отношения к дискуссии вокруг учебного пособия по истории России авторов Барсенкова и Вдовина. В интервью «Комсомольской правде» Николай Сванидзе рассказал, что отправил учебник с сопроводительным письмом главе Чеченской Республики, «чтобы обратить его внимание».

«Я с недоумением воспринимаю тиражируемые десятками СМИ сообщения о том, что получил от Николая Сванидзе учебник истории с какими-то пометками. Никакого учебника от Николая Карловича я не получал и, более того, ни с кем об этом учебнике не разговаривал и не давал никому поручения, связанные с этой книгой»,- заявил Рамзан Кадыров по этому поводу СМИ.

Что за притча? Может быть, Николай Сванидзе отправил по своей известной рассеянности «сигнальчик» вовсе не президенту Чечни Рамзану Кадырову, а президенту Ингушетии Юнус-Бек Евкурову или президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову? На него это очень похоже.

Ведь Николай Сванидзе даже о своих собственных родственниках непостижимую ахинею нести способен. Как на таком фоне кавказские республики и их президентов не перепутать?

Разумеется, путает все на свете Сванидзе не нарочно, а просто по незнанию.
Сомневающимся в этом можно рекомендовать прочитать, например, его интервью журналисту Владимиру Нузову (Вестник онлайн) под названием «Николай Сванидзе: У демократии много минусов…». Это интервью размещено на разных сайтах, и точность цитирования желающим легко проверить:

«Мой дед, Николай, меня назвали в его честь, был секретарем Тифлисского обкома партии. Потом его назначили зампредом Совета министров Закавказской федерации. Одно время под его началом служил Лаврентий Берия – он стоял во главе ЧК. Они тогда, как потом выяснилось, не вполне понравились друг другу, и когда Берия стал большим человеком, по существу, хозяином Грузии, для деда это имело печальные последствия. Он поработал какое-то время и министром путей сообщения Украины, пользовался покровительством Орджоникидзе. Но когда Орджоникидзе не стало, деда арестовали в кабинете первого секретаря ЦК компартии Украины Косиора, которого через две недели тоже арестовали. С тех пор о деде не было ни слуху, ни духу, через много лет показали его реабилитационное дело: дата смерти отстоит от даты ареста на неделю».

Вдохновенный рассказ о дедушке, зампреде Совета министров Закавказской федерации и министре путей сообщения Украины, вполне может конкурировать с глубокомысленным вопросом Сванидзе: «А если бы Япония осенью(???) 41-го напала не на Штаты, а на нас?».

С бабушкой еще интереснее. Она у Николая Карловича была одновременно и старой большевичкой и, в то же самое время, была в «деникинском подполье». Вот так вот. «Красная» бабушка Сванидзе работала в деникинском подполье.(«Как Николай Сванидзе хоронил Ильича» беседовала Людмила Волкова. Московский комсомолец, 6.11.97).

Кто, кроме Николая Сванидзе, может додуматься до красной деникинской подпольщицы?
Про дедушку — «министра» Сванидзе еще и журналу «Огонек» поведал: «У деда не сложились отношения с Берия. Когда Берия стал большим начальником в Закавказье, деда перевели на Украину, министром. Его прикрывал Орджоникидзе. Но после того как Орджоникидзе не стало, деда арестовали и через неделю убили. Начался новый этап в жизни моей бабушки».(«Любимые женщины Николая Сванидзе» Людмила Лунина. «Огонек»).

Разумеется, Сванидзе-внук вовсе не собирался представлять Сванидзе-дедушку забавным историческим анекдотом, «министром» в эпоху, когда никаких Советов министров, министерств и министров чего бы то ни было, в СССР просто не существовало. Если бы Николай Карлович добросовестно учился в школе, не говоря уже об историческом факультете Московского университета, то он бы наверняка знал о том, что его дедушка Николай не был и не мог быть зампредом Совета министров Закавказской федерации и министром путей сообщения Украины во времена Косиора и Орджоникидзе.

В СССР до марта 1946 года министерств вовсе не существовало – были в нем народные комиссариаты (наркоматы). Возглавляли их народные комиссары (наркомы). Так что можно предположить, что Сванидзе – дедушка был зампредом Совнаркома Закавказской федерации и наркомом путей сообщения Украины. Если, конечно, его внук еще чего-нибудь не перепутал.

Кстати, в том же интервью Сванидзе-внук заявил: «Народу нужно объяснять, показывать, народ нужно вести. Нельзя идти за народом».

В связи с этим возникает предложение – надо помочь «атосу» Сванидзе вести народ, указывать ему и объяснять. Для этого необходимо при Комиссии по борьбе с фальсификацией истории завести отдел по проверке ляпсусов Сванидзе. Сотрудники отдела будут растолковывать Сванидзе про дедушку, наркомов и министров, объяснят, против кого боролось деникинское подполье, напомнят, сколько еще не разоблаченных профессоров по земле бродит.