Варшава: Лукашенко – наш главный антимоскаль

Варшава всегда стремилась к тому, чтобы Западная Русь навсегда лишилась своей русскости. Весьма показательно суждение о народе Западной Руси ксендза Валериана Калинки, широко известного в польских реваншистских кругах XIX века: «…Поляком он не будет, но неужели он должен стать москалём? Поляк имеет другую душу и в этом факте такую защитительную силу, что поглощённым быть не может. Но между душой русина и москаля такой основной разницы, такой непроходимой границы нет. Была бы она, если бы каждый из них исповедовал иную веру, и поэтому уния была столь мудрым политическим ходом.

Если бы Русь по сознанию и духу была католической, в таком случае коренная Россия вернулась бы в свои природные границы и в них осталась, а под Доном, Днепром и Черным морем было бы нечто иное. Каково же было бы это «нечто»? Одному Богу ведомо будущее, но из сознания племенной отдельности могло бы со временем возникнуть пристрастие к иной цивилизации и, в конце концов, к полной отдельности души. Раз этот пробуждающийся народ проснулся не с польским чувством и не с польским самосознанием, пускай останется при своих, но эти последние пусть будут связаны с Западом душой, с Востоком только формой. С тем фактом (с пробуждением на Руси непольского сознания) мы справиться уже не в состоянии, зато мы должны позаботиться о таком направлении и повороте в будущем потому, что только таким путём можем ещё удержать ягайловские приобретения и заслуги, только этим способом можем остаться верными призванию Польши, сохранять те границы цивилизации, которые были предначертаны. И если бы даже это не было осуществлено, то всё-таки лучше самостоятельная Русь, чем Русь Российская».

И сегодня Русь, как и много столетий назад, вновь раздроблена. Из нас пытаются кроить антироссийских белорусов и русофобов-украинцев, а между тем, это никому, кроме политических элит, жирующих на народном добре, и главного мирового гегемона – США невыгодно.

Предстоящие президентские выборы в Белоруссии всколыхнули польское экспертно-аналитическое болото. Повеяло давно знакомыми миазмами польской политики в отношении Белой Руси, которой Варшава придерживается не одно столетие.

Если всего пару лет назад Польша была главным запевалой в общем хоре голосов, ратующих за немедленную демократизацию Белоруссии и демонтаж режима Александра Лукашенко, то теперь польские аналитики выступают за сохранение его режима. Ниже приводим перевод статьи на данную тему Влодзимежа Марчиняка, польского советолога, профессора Высшей школы бизнеса, специалиста по России, с 2008 года члена польско-российской комиссии по трудным вопросам.

К всеобщей неожиданности, Александр Лукашенко превращается в главного лидера антимосковской интеграции постсоветского пространства. Вероятно, и для него самого такой поворот событий оказался неожиданным.

Геополитическая ситуация сложилась так, что белорусский авторитарный режим вместе с не совсем демократическим режимом Михаила Саакашвили выступает в качестве главного антироссийского игрока на пространстве бывшего СССР. Поэтому главный вопрос на сегодня – это сохранение за Минском способности проводить самостоятельную политику на международной арене, особенно на территориях бывшего СССР, а не его демократизация.

В то же время польские власти – как следует из их деклараций и выступлений – считают более предпочтительной демократизацию Белоруссии, что сейчас совпадает с интересами России, а также может быть компромиссом между Россией и ЕС. Положение польского меньшинства в Белоруссии всегда было для Польши поводом для требований демократизации этой страны. Таким образом, сегодня польская ирредента становится заложником трудной геополитической ситуации в регионе.

Тем не менее, Польша не должна поддерживать российскую политику демократизации Белоруссии, поскольку у России уже есть свой кандидат на предстоящих выборах. Это Владимир Некляев, который выступает с лозунгами демократизации белорусской политической жизни. И для нас сейчас важно погашать конфликты между польским национальным меньшинством и режимом Лукашенко, а не заострять их. И речь не о том, чтобы не признанный властями Союз поляков подталкивать к диалогу с властью – иначе это означало бы его капитуляцию – а о том, чтобы реализовывать такие проекты, которые бы сделали невозможным использование этой организации в политических играх, которые в дальнейшем сыграют на руку России.

Это непростая задача, поскольку Польша – заложница своей политики по отношению к белорусским полякам, которая некоторое время тому назад обуславливалась совсем другим геополитическим контекстом – когда Лукашенко был союзником Москвы. Теперь не нужно этот режим ослаблять, но одновременно следует соблюдать по отношению к нему определённую дистанцию.