Еще раз о приемах «войны» Белоруссии против России

Как известно, средства массовой информации являются серьезным оружием в умелых руках, что неоднократно доказывалось в последние десятилетия. Информационные войны, направленные на неугодных политиков, общественных деятелей, политические партии и страны в целом (например, против Югославии во второй половине 1990-х годов) превратились в средство, по степени воздействия сопоставимое с ядерной бомбой.

Нынешняя истерия официальных белорусских СМИ (по-другому происходящее назвать сложно), говорит о неподготовленности белорусской идеологической машины к серьезным боевым действия на информационном поле. Об этом может свидетельствовать тот факт, что ничего нового, кроме как поддержание в массовом сознании негативного образа «Россия и ее имперские амбиции», предложенного ранее президентом РБ в качестве стратегического плана борьбы, средствами массовой информации Белоруссии, которые в той или иной степени находятся под контролем государства, придумано не было. Однако, несмотря на это, в стране продолжается своеобразное информационное давление на белорусский электорат по нескольким основным направлениям.

Официальные заявления президента Белоруссии

Главным PR-менеджером белорусских СМИ по праву может считаться не кто иной, как сам Александр Григорьевич Лукашенко. Именно его деятельность, различного рода импровизации и заготовленные заранее речи представляют собой идеологическую основу деятельности массовых изданий, телевидения и радио страны.

Еще летом нынешнего года, уже на исходе нефтегазового конфликта между двумя странами, после появления фильма «Крестный батька» президент Белоруссии заявил: «Я знаю, кто эти команды дает, как это управляется… Они ждут, что мы не выдержим этого удара и начнем им тем же отвечать. Я категорически против, чтобы мы им отвечали тем же». Тогда белорусский лидер решил продемонстрировать всем, что он гораздо выше различных склок вокруг своей личности, а российская сторона ничего, кроме различных нарезок десятилетней давности предъявить на народный суд не может. Однако Россия во всеуслышание была предупреждена: «Придет время, мы русскому человеку расскажем, что происходит, если он не будет чего-то понимать». Бедный и ничего не понимающий русский народ.

Думать, что АГЛ действительно спустит на тормозах ответ на информационное давление со стороны российских СМИ, было бы, по меньшей мере, наивно. В каждом своем выступлении, каждой речи, по поводу и без, к месту или нет, Лукашенко принялся пинать руководство России. Главной идеей стало обвинение Москвы в стремлении подорвать экономическую основу белорусской независимости: «Россия ввела пошлину на нефть — это увеличение цены почти в 2 раза, которую мы переплачиваем, нам где-то около 3-4 млрд долларов дополнительно приходится дарить нашему соседу, руководству России». Заметьте, не народу, а именно руководству России.

Затем начались прямые оскорбления российских политиков, в частности главы политического департамента Алексея Чадаева, а также депутатов Владимира Жириновского и Константина Косачева, возложивших ответственность за инцидент у российского посольства в Минске на белорусские власти, которые якобы знали о готовящейся акции, но не предотвратил ее: «спихивать на то, что мы знали и не предотвратили — это подонки и идиоты… Скорее всего, им, наверное, был нужен этот инцидент… Подонки и негодяи. Больше я ничего сказать не могу».

Пиком претензий и обвинений белорусского президента стало его выступление 16 сентября 2010 года на съезде Федерации профсоюзов Белоруссии. Главным аргументом белорусского лидера, как это уже стало привычным в последние месяцы, стало обвинение России в желании «наклонить» президента: «Нас поздно «наклонять». Мы состоялись как государство. И мы свою землю, этот небольшой клочок земли (по меркам России и всей планеты), никому не отдадим…». По словам Лукашенко, у Белоруссии есть выход: «или на колени под Кремлем, или гордо, сжав зубы, строить свое государство». Проблема лишь в том, что Кремль совершенно не стремится поставить на колени белорусский народ, так как ни одной стране не нужен сосед, находящийся на грани социальной революции. Однако вопрос о взаимоотношениях официальных Москвы и Минска остается открытым.

Примечательным является тот факт, что президент помимо старой песни о стремлении России включить Белоруссию в состав новой империи и обвинений российских СМИ в постоянных оскорблениях белорусов («нахлебники», «гиря на ногах»), озвучил свою последнюю концепцию информационной войны с Кремлем. Ее основой является компаративный анализ социально-экономической и политической ситуации в двух станах. По мнению АГЛ, в связи с достаточно большим разрывом доходов бедных и богатых в России наблюдается «катастрофа и предреволюционная ситуация». Противоположностью царству хаоса и неопределенности, где руководство ворует по 7 млрд долларов ежегодно, является стабильная, процветающая и гордая Белоруссия во главе со своим честным и несгибаемым лидером. Подобные идеологемы белорусского президента стали основой для деятельности всех официальных СМИ страны.

Официальная аналитика на телевидении и в прессе

Последние несколько месяцев на белорусском телевидении практически все информационно-аналитические программы как центральных, так и местных каналов занимаются созданием негативного образа российской действительности. Яркими примерами могут служить идущие в прайм-тайм программы «Права человека. Взгляд в мир» (телекомпания ЛАД), «Как есть» и «Контуры» (Общенациональное телевидение — самый популярный белорусский телеканал), в которых авторы и ведущие напрямую обвиняют Россию в недоброжелательном отношении к Белоруссии, нарушении прав человека, коррупции и «откровенной политической провокации».

Однако более всех недавно отличился «Первый канал» белорусского телевидения. В передаче «Вокруг планеты» был показан сюжет о задержании и освобождении в Польше Ахмеда Закаева. Чечня в этом сюжете называется «непризнанной республикой», а Закаев — «главой непризнанной республики» и «мятежным чеченцем». В завершение ведущий напомнил телезрителям, что «Кремль очень нервирует любая попытка проведения независимой политики в регионе, хотя ему уже пора понять, что геополитическая ситуация уже значительно изменилась».

Не отстают от телевидения и белорусские печатные издания. Например, в одном из номеров «Народной газеты», которая позиционируется как орган Национального собрания Республики Беларусь (парламент), а на деле является одним из главных рупоров президентской вертикали, была опубликована статья о «деградации» России при Путине, в которой озвучиваются цифры, «перед которыми меркнут все сказки о наступающем благоденствии, распространяемые полностью подавленными властью средствами массовой информации». Помимо отражения неблагоприятной социальной ситуации в РФ, газета напоминает читателям, что «страна из промышленно развитой стала недоразвитой. А рост был обеспечен исключительно топливным сектором… Вот и все причины кособокого роста, который к 2008 году сошел на нет…».

Теле- и радиорепортажи о российской действительности

Создавая негативный образ России и ее руководства, белорусские СМИ вынуждены выискивать у своего восточного соседа всевозможные события, на фоне которых ситуация в Белоруссии выглядит достаточно привлекательной: лесные пожары, повсеместный алкоголизм, рост преступности, неурожаи и рост цен на продукты питания, провал различного рода общественных акций (например, «День без машин» в Москве «с треском провалился», а в Минске прошел на «Ура») и т.п. Наиболее ярким примером подобной пропаганды стал сюжет на белорусском телевидении об автопробеге премьер-министра РФ Владимира Путина на «Ладе-Калине» по Дальнему Востоку. В основу сюжета легла видеозапись, сделанная читинскими автолюбителями, которые снимали кортеж премьера во время следования по трассе, после чего был сделан вывод о том, что автопробег был хорошо спланированной пиар-акцией, которая на самом деле не оправдала себя, не улучшила имидж Путина и только обнажила российские проблемы. Раскритиковав российские власти, белорусские журналисты пришли к фундаментальному выводу: «К двум известным российским бедам добавилась третья, суммирующая, — дураки на дороге». Весьма «удачный» ход белорусов в информационной войне — оскорблять руководство братской тебе страны.

Анализируя информацию, предоставляемую государственными СМИ Белоруссии, невольно приходишь к выводу, что тактика ведения информационной войны, выбранная белорусской стороной, изначально проигрышна. Публичное раскрытие пороков российского общества и руководства Кремля, которое должно отвлечь белорусский электорат от внутренних проблем и создать для него образ главного виновника всех экономических бед Белоруссии в лице России, не имеет должного эффекта. Это подтверждается последними социологическим опросами, проведенными сотрудниками социологического центра ООО «Зеркало-Инфо»: подавляющее большинство опрошенных граждан республики видят Белоруссию и Россию как партнеров и друзей (75% и 77% соответственно). В связи с этим, уже в ближайшее время следует ожидать новых шагов белорусских властей на поле информационной войны с Россией.