Преданные Лужкову газеты и телеканалы могут исчезнуть

С уходом столичного градоначальника Юрия Лужкова будущее десятка связанных с мэрией СМИ оказалось под угрозой. Ежегодно из московского бюджета на поддержку телерадиокомпаний и газет, поддерживающих политику бывшего мэра, выделялись миллиарды рублей. Эксперты ожидают, что новый «хозяин» пересмотрит список редакций, получающих дотации, или сократит объем финансирования. В «зоне риска» — более двадцати печатных изданий, шесть телеканалов и две радиостанции. Большинство из них сами не зарабатывают, поэтому без господдержки окажутся нежизнеспособными.

Каждый год мэрия тратила на поддержку принадлежащих ей или дружественных СМИ от 6 до 8 млрд рублей. В течение следующих трех лет, судя по проекту бюджета Москвы на 2011–2013 годы, московские власти собирались выделить «своим» редакциям 21,39 млрд руб.

Самые большие затраты приходились на главный актив мэрии — телеканал «ТВ Центр», председателем совета директоров которого является бывший пресс-секретарь Лужкова Сергей Цой. Аналогичную позицию он занимает и в концерне «Радио-Центр», управляющем радиостанциями «Говорит Москва» и «Спорт». В следующем году, согласно городской целевой программе «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве», затраты на канал должны были превысить 5 млрд рублей. Радиостанциям на развитие полагалось около 200 млн рублей. Теперь размер этих инвестиций под вопросом.

Кто будет как Цой

«Я не могу ответить сейчас на вопросы, что будет с бюджетом на будущий год и ожидают ли канал кадровые перестановки, да и никто, пожалуй, сейчас не сможет на них ответить, — констатирует официальный представитель „ТВ Центра“ Александр Павлов. — Мы ждем согласования бюджета Москвы». В «Радио-Центре» ситуацию комментировать отказались.

«Цой имел очень большое влияние на формирование бюджета и редакционную политику этих компаний, — говорит исполнительный директор Международной академии телевидения и радио Сергей Ерофеев. — Причем оно возросло не так давно — последние 3-5 лет. Сейчас очевидно, что он уйдет, и руководству придется выбирать нового председателя. Каким будет участие мэрии в этих компаниях в дальнейшем, зависит от нового мэра, но, думаю, все медиа-активы будут пересмотрены в самую первую очередь. Содержать несколько медиа для города достаточно дорого. И я не знаю других больших городов, у которых есть своя радиостанция или собственное телевидение».

«Мы ожидаем сокращения бюджета,— сообщил GZT.RU источник на телеканале „Доверие“, которому в следующем году в рамках старых планов полагалось около 1,5 млрд рублей на развитие. — Но вряд ли нас будут сильно трогать до 2012 года, до выборов».

По словам гендиректора «Школьник-ТВ» Дмитрия Глушаня, сокращение финансирования для его проекта может и вовсе оказаться критичным. «Расходы на нас и так были урезаны процентов на 30 пару лет назад, – рассказал он. – Куда уж дальше. Поэтому мы рассчитываем, что все социальные программы останутся нетронутыми. Должна же быть надежда — жить не плакать».

Первые на вылет

В похожем положении оказались и около десятка газет, которые поддерживала московская власть. Большинство из них убыточно, не имеет широкой читательской аудитории и по сути существует только благодаря вливаниям со стороны мэрии. Так, почти полсотни миллионов рублей из городского бюджета в следующем году должны были пойти на принадлежащую мэрии малоизвестную газету «Квартирный ряд». По 30 млн рублей должны были получить издания «Округ» и «Газета для семейного чтения. Родительский дом». 49 млн хотели выделить на «Вечернюю Москву» и около 5 млн — на «Литературную газету», слава которых давно закатилась. Эти цифры планировалось утвердить в течение месяца, когда городской бюджет примут в третьем чтении, но даже если СМИ «по инерции» получат средства в ожидаемом объеме в 2011 году, риск не досчитаться денег в 2012 очень велик.

«Суммы, которые выделяет мэрия, не могут покрыть издержек изданий, и тем более недостаточны, чтобы сделать из них влиятельные СМИ — таковыми, собственно, они и не являются для москвичей, — говорит Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати.— Но, тем не менее, если следовать логике, в данном случае эти издания являются информационными каналами московского правительства, инструментом влияния. Не думаю, что это делается бескорыстно, для поддержки таких брендов как „Литературная газета“ или „Вечерняя Москва“. Дальнейшая политика зависит от нового руководства, которое потребует пересмотра существующих дотаций — сохранять или сокращать, если они недостаточны эффективны. В любом случае, любое сокращение финансирования для этих СМИ будет критично».