Подрядчики позорят США в Афганистане

Чтобы улучшить Афганистан, выгоните подрядчиков…. Афганский президент Хамид Карзай хочет выгнать из страны подрядчиков, обеспечивающих личную безопасность. Он должен пойти еще дальше, выгнав всех подрядчиков по программам развития. То, как они погрязли в мошенничестве и растратах, является достаточным для этого основанием. Они также подрывают репутацию неправительственных организаций, которые в действительности помогают афганским людям.

Вашингтон. Президент Афганистана Хамид Карзай недавно издал спорный указ, по которому планируется устранить из Афганистана этой осенью всех подрядчиков в сфере обеспечения личной безопасности. Учитывая растущие свидетельства коррупции и нарушений со стороны подрядчиков США, связанных с Агентством международного развития США (АМР США) — главной структурой, распределяющей контракты правительства по программам развития — президент Карзай на этот раз поступил правильно. В действительности же, он должен расширить поле действия своего указа и устранить всех подрядчиков по программам развития из своей страны.

Контракты по программам развития представляют собой спонсируемые правительством виды деятельности по стабилизации и реконструкции, переданные для исполнения частным подрядчикам. Но начиная от обветшалых школ и немеблированных зданий и завершая миллиардами долларов, выставляемых по счетам за проекты, брошенные без завершения, массовое мошенничество и растраты, присущие контрактам по программам развития в Афганистане, в действительности наносят гораздо больший ущерб, чем бешеный гнев американских налогоплательщиков и разочарование измученных афганцев. Все это подрывает усилия тех, кто пытается изменить ситуацию — частных гуманитарных неправительственных организаций (НПО).

Незавершенные проекты

Федеральные прокуроры расследуют дело финансируемого США подрядчика по программам развития «Louis Berger Group» в связи с обвинениями в том, что эта компания представила раздутые счета АМР США. С учетом того, что в настоящее время группа получила для реализации контракты общей стоимостью свыше 1,4 миллиардов долларов, финансируемых АМР США в Афганистане, потенциала для злоупотреблений предостаточно.

Уголовное и гражданское расследования деятельности «Louis Berger Group» последовали за публикацией в газете «Christian Science Monitor» материала о несостоявшемся проекте стоимостью в 60 миллионов долларов, профинансированного АМР США PADCO, еще одному подрядчику по программам развития с целью снабжения электричеством в Афганистане. Один из афганских инженеров, знакомый с проектом, подытожил все это следующим образом: «Пятьдесят процентов всего этого они не сделали. Они только вырыли все это… и бросили». Начальник службы электроснабжения провинции Бадахшан был также расстроен: «Теперь люди ненавидят американские компании, подобные PADCO, потому что многократно они приносили миллионы долларов, но ничего не делали».

Мастера жульничества

Проблемы с заключенными контрактами выходят далеко за пределы того, чтобы раздувать затраты или бросать проекты незавершенными. Кристофер Шейс — бывший конгрессмен-республиканец из Коннектикута, который является сопредседателем комиссии по заключению военных контрактов — сказал, что его команда изучает дела подрядчиков, или тех, кого он назвал «неприкрытыми мастерами жульничества», нанимающих иностранных рабочих для того, чтобы отправить по воздуху на воображаемые рабочие места в Дубае. Но вместо этого подрядчики бросают рабочих на авиабазах в Афганистане без работы, без документов и без возможности вернуться домой обратно. “Гораздо большая проблема состоит в том, что мы не знаем, кем они являются, но дело в том, что они находятся внутри наших баз …. Это представляет угрозу безопасности», сказал один из официальных лиц, на которого ссылается «Washington Examiner».

Другая тревожная практика связана с сотрудниками из штата подрядчика, находящимися в краткосрочных командировках, причем многие из них редко продолжаются более года. С последующими сменами штатных сотрудников, имеющими немного времени для совмещенного пребывания, все это неизбежно приводит к потере усвоенных уроков, ноу-хау и доверия между партнерами.

Более основательная причина: монопсония

Более глубоким объяснением проблем, связанных с контрактами по программам развития, является термин, известный как «монопсония». В отличие от монополии, в которой один продавец доминирует на рынке, монопсония имеет место, когда единственный покупатель – в данном случае правительство США – сталкивается с многочисленными продавцами. Тем самым единственный покупатель должен быть способен диктовать условия и снижать цены. Но вследствие того, что правительство США отказалось выполнять свою ответственность по надзору, такая извращенная рыночная структура создала золотое дно для поддерживаемых правительством США подрядчиков.

Эти проблемы составляют абсолютный контраст по отношению к методам деятельности финансируемых по частным каналам гуманитарных неправительственных организаций, многие из которых длительное время находятся в Афганистане. Например, «Международная миссия помощи» начала работу в 1966 году, а «Шведский комитет» начал действовать в начале 1980 гг. Пережив как советское вторжение, так и режим «Талибана», они обе были успешны, сосредотачиваясь на одном критическом элементе – налаживании отношений. Они налаживают связи с местными жителями, находятся в стране продолжительное время и подчеркивают необходимость расширенных периодов наложения в пребывании между прибывающими и отъезжающими сотрудниками. Неудивительно, что они также говорят на местных языках (дари и пушту), и знают надлежащий этикет, связанный с этой древней афганской традицией времяпрепровождения – чаепития.

Экономическое развитие представляет собой с одной стороны социологию, а с другой — социальную антропологию. Оно тем самым связано с вовлечением в работу – а не обход вкруговую – коренных жителей. Неспособность налаживать отношения представляет собой самый большой недостаток Америки в Афганистане. Невыполненные обещания, незаконченная работа и нежелание изучать местные обычаи демонстрируют не только очевидное отсутствие интереса к целям, которые мы поддерживаем, но и видимое презрение к людям Афганистана.

Прекратить страдания

В условиях, когда мировая экономка все еще испытывает затруднения, частные доноры не смогут давать так же много средств гуманитарным неправительственным организациям. Правительство США продолжает финансировать продолжающуюся растрату и коррупцию в мире контрактов на программы развития. К сожалению, с неограниченными ресурсами, имеющимися у подрядчиков, они также могут истощить кадровый потенциал тех, кто, по всей вероятности, мог бы работать на неправительственные организации. Таким образом, имеет место нападение на гуманитарные неправительственные организации с двух фронтов. Все это трагично, так как эти организации часто способны в наибольшей степени улучшить жизни афганских людей.

Конечно, афганцам все еще предстоит выдержать тяжелое сражение в обеспечении собственной безопасности и стабильности и выкорчевывания коррупции. Но ясно то, что подрядчики правительства США погрязли в безграмотном руководстве и провалах, в лучшем случае увековечивая зависимость от всего. Для Карзая настала пора покончить с этими страданиями, подведя черту подо всем и отдав указания о том, чтобы все подрядчики правительства США по программам развития убрались из Афганистана восвояси в минимально возможные сроки.

(Иосиф Сторм является бывшим подрядчиком по развитию, служившим в Афганистане и Судане. Малоу Иносент является аналитиком по внешней политике в «Cato Institute»).