Родо-племенные связи становятся важнее границ

На протяжении веков мы пользовались картами для установления границ, которые определялись политикой. Но пришла пора отказаться от многих наших представлений о самоорганизации человечества.

Возрождение родо-племенных связей во всем мире приводит к созданию более сложных глобальных альянсов. Там, где когда-то границы определяла дипломатия, сегодня история, расовая и этническая принадлежность, а также культура делят человечество на новые динамично развивающиеся группировки.

Общие концепции — «зеленого» движения, социалистов, а также идеология рыночного капитализма — могут воодушевить космополитичную элиту, однако для большинства населения такая мотивация недостаточна. Как заметил однажды великий арабский историк Ибн Хальдун, «только племена, удерживаемые вместе групповым чувством, могут выжить в пустыне».

Племенные связи стары как сам мир, однако политические потрясения и глобализация усиливают их воздействие. Новые контуры мира начали вырисовываться с окончанием холодной войны. Те карты, на которых обозначались отдельные блоки, тяготеющие или к Соединенным Штатам, или к Советскому Союзу, стали вдруг неактуальны. В последние годы на смену понятию единого Третьего мира пришло усиление Китая и Индии. А новые концепции, скажем, стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), опровергаются тем фактом, что у данных государств очень разная история и культура.

Границы этого нового мира будут непостоянны, подвергаясь время от времени изменениям. Некоторые страны трудно отнести к той или иной категории — возьмите для примера весьма своеобразное место, носящее название Франция. Поэтому мы выделяем их в отдельный класс. Есть также преемники великих городов-государств эпохи Возрождения, такие как Лондон и Сингапур. Их объединяет не география, а связи, определяемые сходством и близостью.

1. Новая Ганза

Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Швеция

В 13-м веке появился альянс североевропейских городов, получивший название Ганзейский союз, который историк Фернан Бродель (Fernand Braudel) назвал «общей цивилизацией, созданной торговлей». Сегодня ганзейские страны, список которых расширился, имеют общие германские культурные корни. Они нашли свою нишу, продавая дорогостоящие товары в развитые страны, а также на бурно развивающихся рынках России, Китая и Индии. Эти страны пользуются всеобщим восхищением благодаря своей щедрой системе социального обеспечения, и в последние годы большинство из них осуществили либерализацию своих экономик. В их число входят шесть из восьми стран, занимающих высшие места в Индексе благосостояния Legatum; там одни из самых высоких в мире нормы сбережений (25 процентов и более), а также впечатляющий уровень занятости, образования и технологических инноваций.

2. Пограничные страны

Бельгия, Чехия, Эстония, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Соединенное Королевство

Эти страны стремятся найти свое место в новом мире, делящемся по племенным признакам. Многие из них, в том числе, Румыния и Бельгия, в плане культуры представляют собой полную мешанину. Они могут быть неустойчивыми: Ирландия, например, прошла путь от «кельтского тигра» до финансового банкрота. В прошлом данные государства зачастую подвергались захватам сильных соседей. В будущем они могут вести борьбу за свою независимость с конкурирующими зонами влияния.

3. Оливковые республики

Болгария, Хорватия, Греция, Италия, Косово, Македония, Черногория, Португалия, Словения, Испания

Эти страны берут свое начало в греческой и римской античности. Данные земли оливок и вина отстают от своих северных партнеров буквально по всем показателям: уровень бедности там почти в два раза выше, а трудовая занятость на 10-20 процентов ниже. Почти у всех оливковых республик — а список этот возглавляют Греция, Испания и Португалия, огромные дефициты госбюджета, если сравнивать их со странами Ганзы. Там также один из самых низких показателей рождаемости: Италия, например, соперничает с Японией в борьбе за звание страны с самым старым в мире населением.

4. Города-государства

Лондон

Это центр финансов и средств массовой информации, однако Лондон лучше назвать первоклассным городом, находящимся во второсортной стране.

Париж

На его долю приходится почти четверть всего ВВП Франции, и там находятся многие глобальные компании этой страны. Он не столь важен, как Лондон, однако свой рынок у этого самого прекрасного из всех городов будет всегда.

Сингапур

В мире, облик которого все больше формирует Азия, этот город, находящийся между Тихим и Индийским океаном, наверное, самый лучший на планете. Там один из самых крупных в мире портов, там высокие уровни доходов и образования, и Сингапур это пример огромного успеха среди городов.

Тель-Авив

Если большая часть националистического и глубоко религиозного Израиля это приграничная территория, которая тщательно охраняется, то Тель-Авив это светский город с быстро развивающейся экономикой. Он обеспечивает большую часть высокотехнологичного израильского экспорта; доход на душу населения там на 50 процентов выше, чем в среднем по стране; и в этом городе либо в его пригородах живут четыре из девяти израильских миллиардеров.

5. Североамериканский союз

Канада, Соединенные Штаты Америки

Эти страны тесно связаны между собой в плане экономики, демографии и культуры, причем каждая из них является крупнейшим торговым партнером своего соседа. Многие ученые считают, что этот обширный регион находится в тисках неумолимого упадка. Но они ошибаются, по крайней мере, пока. В Северной Америке есть много городов мирового уровня, список которых возглавляет Нью-Йорк. Там крупнейшая в мире экономика с ее высокими технологиями. Там самый крупный объем сельскохозяйственного производства, а также в четыре раза больше воды в расчете на душу населения, чем в Европе или в Азии.

6. Страны либерализма

Чили, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Перу

Эти страны — знаменосцы демократии и капитализма в Латинской Америке. Там все еще низкие семейные доходы и высокие показатели бедности, но они пытаются выбиться в ряды быстро развивающихся экономических держав, таких как Китай. Однако для некоторых из этих стран кажется невероятной мысль о разрыве с США, которые традиционно являются доминирующей экономической силой в данном регионе. Прежде всего это относится к Мексике, имеющей с Соединенными Штатами тесные географические и этнические связи. Но экономическое будущее этих стран неопределенно. Будут ли они ориентироваться на государство или станут проводить политику экономического либерализма?

7. Боливарианские республики

Аргентина, Боливия, Куба, Эквадор, Никарагуа, Венесуэла

Значительная часть стран Латинской Америки во главе с руководителем Венесуэлы Уго Чавесом возвращается назад к диктатуре и следует модели перонизма с его традиционной нелюбовью к Америке и капитализму. Находящиеся под влиянием Чавеса страны в основном бедны; там доля населения, живущего в нищете, на 60 с лишним процентов выше, чем в Боливии. Имея антиамериканский склад ума, большие запасы полезных ископаемых и энергоресурсов, эти страны являются соблазнительными мишенями для таких усиливающихся держав, как Китай и Россия.

8. Отдельно стоящие страны

Бразилия

Будучи самой крупной экономической державой в Южной Америке, Бразилия находится в промежутке между боливарианскими и либеральными странами региона. Благодаря своим ресурсам, в том числе, морским месторождениям нефти, а также достижениям в промышленности, Бразилия является сверхдержавой второго эшелона (после Северной Америки, Большой Индии и Срединного царства). Но она страдает от огромных социальных проблем, особенно от преступности и бедности. Недавно Бразилия освободилась от объятий Северной Америки и нашла новых союзников, главными в числе которых стали Китай и Иран.