У Юрия Лужкова был свой странный вкус

Отставка Юрия Лужкова дает богатую пищу для размышлений о том, что будет дальше с Москвой, как теперь будет развиваться город и какими будут приоритеты у нового главы. Москва Лужкова — это строительные скандалы, сносы памятников и скульптуры Церетели. И еще при нем процветали столичные театры, переделывались старые и открывались новые музеи, восстанавливались храмы. О роли, которую Юрий Михайлович играл в культурной жизни столицы, рассуждает корреспондент радио «Вести ФМ» Павел Гайков.

Юрий Лужков прежде всего строитель, и уже здесь начинается неоднозначное. С одной стороны за последние 20 десятка лет Москва полностью поменяла свой внешний вид — в центре не осталось не перестроенной практически ни одной площади, и ни одной нетронутой улицы. Гостиница «Москва» и здание «Военторга», Манеж и Манежная площадь, Поклонная гора и бессветофорная Ленинградка и многое другое — теперь уже часть истории. Лужков строил с размахом и надолго. И поэтому, по словам архитектурного критика, колумниста Григория Ревзина вслед за Москвой сталинской, брежневской и хрущевской мы получили еще одну историческую Москву — лужковскую.

У Юрия Михайловича было неожиданное свойство — он очень любил архитектуру, любил Москву и любил ее строить. В течение 20 лет он совершал объезды и смотрел, где чего строится. Это страсть подлинная. Как он умел, так и любил — очень по-русски, искренне и со страстью, авторитарно и неграмотно.

Юрий Михайлович увлекался, и это отражалось на столичной культурной жизни. Лужков любил скульптуру, заполнил город работами Церетели и заставил москвичей, наконец, задуматься, в каком городе они хотят жить. Как ответ возникло общественное движение за снос скульптур. И интерес к старинным зданиям и историческому облику столицы проснулся только в последние годы, опять же во многом из-за бурной деятельности мэра. Юрий Михайлович, похоже, не очень любил кино — при нем лишился здания Музей кино, и так и не смогли построить киноцентр для Московского фестиваля. «Мосфильм» и «Союзмультфильм» пребывали в неважном состоянии. Зато мэр уважал театр, и Москва театральная в лице обозревателя Григория Заславского Лужкову за эту любовь благодарна.

«И если спросить режиссеров, назначенных недавно, или тех, кому не выделяли больших земельных участков в центре Москвы, как например в случае с театром Калягина или центром оперного пения Галины Вишневской, который вообще появился и получил государственный статус только по одной идее Галины Павловны… Наверно, новый руководитель задаст вопрос — а зачем Москве столько театров. Здесь Лужков — может быть, человек не очень высокой культуры, испытывал пиетет перед высоким искусством», — говорит Заславский.

Современные художники тоже по идее не должны быть в обиде на экс-мэра — при Лужкове появились «Винзавод», «Гараж» и «Красный октябрь», выставки в башне «Федерация» столичного Сити, первые биеннале современного искусства. Директор дома фотографии Ольга Свиблова уже много лет не может открыть новое помещение своего центра, но все равно, по ее словам уважает, Лужкова за помощь в организации масштабных фотовыставок последних лет. При этом у Юрия Михайловича был свой вкус, который давно уже казался странным. Например, при нем своими галереями в центре Москвы обзавелись художники-традиционалисты Глазунов, Шилов и Андрияка. Фаворитизм вообще был важной частью культурной политики Лужкова, и эту черту не одобряет кинокритик и социолог Даниил Дондурей.

«Что он сказал, то и должно быть. Если он накричал — надо слушаться. Если он успешно поговорил с тем или иным народным артистом, то артист — гений. Он понимал значение придворного искусства и благодарных властителю народных артистов. Он их собирал раз в год, напутствовал, давал по льготным ценам жилье в Москве», — рассказывает Дондурей.

Лужков, как к нему ни относиться, был большим человеком, и его влияние на город было безгранично. Лужков — это еще народные гуляния на день города и новогодняя иллюминация, многочисленные ярмарки и конечно мед с пчелами. И как столичный градоначальник он вполне укладывается, например, в галерею колоритных образов Гиляровского.