Дмитрий Медведев узаконил «Сколково»

Сегодня, 28 сентября, президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», а также закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково», сообщает пресс-служба Кремля.

Один из самых обсуждаемых и знаковых законов был принят Госдумой 21 сентября, Совет Федерации одобрил его на следующий день, 22 сентября. Документом регулируются отношения, связанные с созданием и функционированием иннограда, о создании которого было объявлено еще в марте этого года. В рамках законов резиденты «Сколково» будут на 10 лет освобождены от налога на прибыль, имущество, НДС и от уплаты таможенных пошлин. Кроме того, компании-участники проекта будут выплачивать страховые взносы по льготной ставке в 14% в Пенсионный фонд, от взносов в Фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования инноваторы будут освобождены. В настоящее время ставка страховых взносов в России составляет 26%, с 2011 году она будет повышена до 34%. Организации, размер годовой выручки которых не превышает 1 млрд рублей, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Всеми этими льготами компании-участники проекта смогут воспользоваться, не дожидаясь, когда сам инноград будет построен на территории подмосковного Сколково. Хотя в первоначальном варианте законопроекта именно регистрация на территории центра позволяла компаниям получать все налоговые блага. Во время работы над законопроектом было принято решение позволить воспользоваться преференциями и до 2014 года, не регистрируясь в «Сколково», получив только статус участника. Кроме того, воспользоваться благами теперь сможет любое юрлицо, зарегистрированное в России. Это открывает новые возможности для венчурных инвесторов.

Все это стало одним из плюсов принятого закона, считает управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. «Понятно, что на строительство центра понадобится время, а с учетом внесенных поправок проект уже начнет действовать», — говорит он. Однако при этом Гольцблат замечает, что количество участников проекта, в любом случае, должно регулироваться по одной простой причине: в 2014 году компании должны будут переехать в инноград, территория которого ограничена физически.

На строительство центра за три года будет потрачено 50–60 млрд рублей, заявлял ранее Виктор Вексельберг. Это является пустой тратой средств, полагает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. Он считает саму идею создания центра неверной. «Все это можно было сделать без строительства каких-то центров. Количество компаний не имеет значения. Нужно было компании отобрать, сделать виртуальное «Сколково», которое могло бы заседать где-то раз в месяц в Москве. Для того, чтобы создавать инновации, не нужно ничего строить. Идея сама не правильная», — заявил он BFM.ru.

У проекта есть и существенные риски. Отбором участников и контролем за реализацией проекта должна заняться управляющая компания. Ею, скорее всего, станет Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, полагает Гольцблат. Его учредителями, напомним, являются ВЭБ, «Роснано», Российская венчурная компания, МГТУ им. Баумана и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Президент фонда — глава «Реновы» Виктор Вексельберг.

То, что контроль за распределением преференций и отбор участников будет сосредоточен в одних руках, не повысит коррупционные риски, говорят BFM.ru эксперты. «Это сюр, — считает Андрей Гольцблат. — Потому что если такие уважаемые компании как Cisco или Nokia столкнутся с необходимостью дать взятку, это поставит крест на самой идее и проект провалится». Однако существует другая опасность — превращения управляющей компании в огромную бюрократическую машину с необходимостью многочисленных согласований и прочего.

Еще одна проблема: действие льготного периода. «Стоит учитывать, что льготы будут действовать только в течение 10 лет. За это время не все проекты смогут стать успешными. А другие, выйдя на окупаемость, лишатся льгот. Что делать компаниям через это время? Переезжать из «Сколково»? Оставаться в проекте? Но тогда не будет места другим компаниям», — размышляет Андрей Гольцблат.

Однако представители бизнеса не считают ограничение срока действия льгот большой проблемой. Главное все же их наличие. Об этом, в частности, заявил Business FM генеральный директор Нewlett-Рackard в России Александр Микоян. «НР постоянно вкладывает в разработку новых продуктов. Я хотел бы, чтобы это происходило больше в России. Но при этом когда я уговариваю моих коллег из Калифорнии передать разработку в Россию, то конкурирую по стоимости и по качеству с другими странами. С Бразилией, с Чехией, с Румынией, с Малайзией и так далее, — говорит он. — Поэтому любые льготы приветствуются, потому что это повысит нашу конкурентоспособность на этом международном рынке. И даже если на 10 лет — это уже хорошо, потому что это даст некоторый задел. А там глядишь, льготы будут продолжены».

Также в числе недоработок эксперты называют отсутствие возможности участникам обжаловать решение управляющей компании о лишении статуса. Сейчас в законе, к примеру, прописано, что компании, чья прибыль превысит 300 млн рублей, лишаются его автоматически. Пока, судя по тексту документа, управляющая компания может единолично принимать решение о наделении статусом и о его лишении. Гольцблат полагает, что на этой почве могут возникнуть различные споры, а значит, должны быть определены и возможности их разрешения.