Китайский дракон заглатывает Россию: о договорах с Пекином

Российский президент продолжает рубить окно на Восток. Вчера в ходе визита Дмитрия Медведева в Пекин российской и китайской сторонами был заключен ряд соглашений в энергетической сфере. Так, странам удалось договориться об участии Росатома в строительстве Тяньваньской атомной электростанции, а также о финансировании китайским банком ICBC строительства теплоэлектростанции ТГК-2 в Ярославской области стоимостью 15 млрд рублей.

Между тем основные соглашения, как водится, были достигнуты в более привычной для двух стран сфере — нефтегазовой. В понедельник лидеры государств приняли участие в официальной церемонии завершения строительства нефтепровода Россия — Китай, в рамках проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан». После этого было подписано соглашение о поставках российской нефти в Китай по новому трубопроводу. По словам руководителя «Транснефти» Николая Токарева, коммерческие поставки должны начаться с 1 января 2011 года. Перед этим, в ноябре — декабре 2010-го, в нефтепровод будет закачано порядка 600 тыс. т технологической нефти.

Другим итогом российско-китайских переговоров стало согласование предварительных условий поставок российского газа в КНР. Глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент китайской государственной нефтегазовой корпорации CNPC Цзян Цзэминь подписали документ под названием «Расширенные основные условия поставок газа из России в Китай». В нем зафиксированы основные финансовые и технические условия предстоящих поставок российского газа на китайский рынок. Подписанный документ регламентирует объемы и время начала поставок, уровень «бери или плати», период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей. По данным представителей «Газпрома», поставки газа начнутся в 2015 году. Их ежегодный объем составит 30 млрд куб. метров. Достигнутые договоренности будут отражены в 30-летнем экспортном контракте, который стороны намерены подписать в 2011 году.

Активизация российского нефтегазового экспорта на Востоке имеет большое значение в плане диверсификации поставок энергоносителей, чего так долго добивались власти РФ. Учитывая огромный потенциал Китая как потребителя российских нефти и газа, любые долгосрочные соглашения с ним гарантируют российской стороне регулярные валютные поступления на протяжении десятков лет.

В то же время Россия не является для Китая единственным поставщиком энергоресурсов. Конкуренцию ей составляют поставки из Казахстана и ряда других азиатских стран. Поэтому заключение российско-китайских договоренностей может считаться весьма своевременным шагом.

Впрочем, говорить о том, что в российско-китайских энергетических отношениях был совершен какой-то прорыв, сегодня не приходится. Договоренности, достигнутые как по газу, так и по нефти вызывают множество вопросов, ответы на которые не так уж и очевидны.

Подписанные вчера «основные условия» по газу не значат пока практически ничего, до тех пор пока сторонам не удастся договориться о главном — о стоимости поставляемого голубого топлива. Напомним, что протокол о поставках российского газа в КНР на 68 млрд куб. м подписан «Газпромом» и CNPC еще в марте 2006 года. Он предусматривает два маршрута поставок — западный и восточный. Поставки газа по восточному направлению предполагалось начать в 2016 г., а по западному — в 2011 году. Правда, еще в 2009 г. представители «Газпрома» сообщили о переносе сроков поставок из-за отсутствия договоренности по цене. Не удалось достичь договоренностей и в этот раз.

Главной причиной тому является нежелание Китая покупать российский газ по цене выше той, по которой он закупает его в Туркменистане — $160 за 1000куб. метров. «Газпром» же исходит из цены европейского экспорта своей продукции. С учетом всех сборов и акцизов она обходится ЕС в $280 за 1 тыс. куб. метров. Более того, при экспорте в Китай «Газпром» закладывается на восточносибирские газовые месторождения, требующие активной разработки и значительных инвестиций. Здесь, по некоторым данным, безубыточный уровень начинается с цены в $180 за 1 тыс. кубометров. Согласится ли на данный уровень цен Китай, не известно.

В то же время долгосрочная договоренность о поставках российского газа в Китай как воздух нужна обеим сторонам. КНР нуждается в гарантированных регулярных поставках сырья и топлива для бурно развивающейся экономики. России, в условиях снижения объемов поставок газа на Запад, необходимы новые потребители.

Более того, в последние годы мировой рынок завоевывает сланцевый газ, технологии добычи которого активно развивают США и европейские страны. Только за несколько последних лет они позволили Соединенным Штатам полностью избавиться от необходимости импорта газа, а также существенно понизили мировые цены на голубое топливо. Все это с нарастающей силой давит на Россию, подталкивая ее к заключению соглашения на китайских условиях.

И все же, в случае с природным газом, для России подписание такого соглашения не кажется излишне невыгодным. Цены еще долго будут находиться под давлением сланцевого топлива, а значит, вряд ли сильно вырастут. Куда большее беспокойство вызывают российско-китайские нефтяные договоренности.

Напомним, что подписание вчера соглашения о поставках российской нефти в КНР стало продолжением сотрудничества между двумя странами в нефтяной сфере, начатого в 2009 году. В июне прошлого года, в ходе встречи Дмитрия Медведева с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, было подписано соглашение о поставке в КНР 300 млн т российской нефти в течение 20 лет. «Эта сделка на сумму, в общей сложности, около $100 миллиардов стала самой масштабной из когда-либо заключаемых между нашими странами договоров», — констатировал тогда Дмитрий Медведев. Тогда же Китай выделил ОАО «Роснефть» и ОАО «Транснефть» кредит на $25 млрд под строительство нефтепровода и экспорт нефти в объеме 15 млн тонн в год.

Во всем этом настораживает тот факт, что, несмотря на восторженные заявления российского президента о перспективах соглашения, Россия берет на себя обязательства в течении 20 лет поставлять Китаю нефть на общую сумму в $100 млрд по средней цене порядка $45 за баррель. И это при том, что уже сегодня средняя цена барреля российской нефти Urals составляет порядка $77 — $78. Получается, что заключенные более года назад договоренности предполагают, что на протяжении 20 лет Россия будет поставлять в Китай нефть по цене почти в два раза ниже рыночной (на конец 2010 года). Учитывая прогнозируемый рост спроса и невозобновляемый характер нефтяных ресурсов, не остается сомнений в том, что в ближайшие 20 лет цены на нефть будут только расти. Из этого следует вывод, что «самый масштабный», выражаясь словами Дмитрия Медведева, из когда-либо заключенных между РФ и КНР договоров не сулит России ничего, кроме миллиардов долларов недополученных доходов.

Объяснить, почему российская сторона пошла на столь невыгодную для нее сделку, достаточно трудно. Детали ее широко не афишируются. Возможно, таким способом Россия, в противовес Западу, пытается крепче привязать к себе Китай как стратегического партнера. В этом случае цена такой привязки поражает всякое воображение. Не исключено, что речь идет и просто о слабости позиции России на переговорах. Хорошо известно, что Поднебесная является одним из наиболее сложных партнеров. Так или иначе, из достигнутых соглашений создается впечатление, что Китай стратегически переигрывает Россию, получая доступ к ее природным богатствам на наиболее выгодных для себя условиях.