Крымско-татарская угроза для Украины вполне реальна

По мере приближения к выборам в Верховный Совет Автономной Республики Крым в СМИ начинают «раскручивать» традиционно острые для региона темы: защита прав русскоязычных, сохранение и расширение автономии, а также решение проблемы крымско-татарского сепаратизма.

Взорвется ли Крым? Располагает ли Меджлис и другие крымско-татарские организации отрядом боевиков? Какое действие это окажет на предстоящие и последующие выборы?

Григорий Трофимчук,
первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Москва):

«Крымско-татарская угроза» — возможно, слишком радикальный термин. Однако сама проблема существует и безо всяких выборов. Она реальна и никуда не уходила с самого начала «перестройки», когда крымско-татарские выступления в Крыму стали самым первым толчком к развалу Союза — ещё до казахских выступлений в Алма-Ате против назначения Колбина.

Если эту проблему не мог решить СССР, то отдельное сравнительно небольшое государство не сможет и подавно. Для решения таких проблем нужны не канцелярско-репрессивные, а креативные политические решения, которых пока нет. Возможно, они есть у некоторых продвинутых общественных организаций в Москве, но Крым считает, что справится сам — без Киева и Москвы.

Ситуация усугубляется тем, что в СССР земельный вопрос, который для крымских татар является приоритетным, не имел такого значения, как сегодня, когда земля может продаваться, и когда на неё предъявляют свои исторические права все, кто угодно, включая не только бизнесменов, но и бывших «дворян».

Не будем применять и термин «боевики». В такой непростой обстановке слова опаснее действий. При этом татарская часть крымчан, естественно, располагает определённым активом, который способен не только бесконечно заседать в меджлисе.

Хочу отметить, что Украина может стабилизировать обстановку только с помощью России. Это не пророссийская позиция, это факт. Тем более что турки всегда ссылаются на то, что никакой «Украине», в отличие от России, Крым никогда, ни по каким договорам не передавался.

В противном случае — если русские всё-таки будут выдавлены с полуострова или принципиально ослабнут как фактор — исторически возобладает турецкий бэкграунд, и тогда Киеву придётся потесниться. Противостоять Анкаре — далеко не одно и то же, чем выкатывать бесконечные требования к сегодняшней России, которая вынуждена идти на уступки в целом ряде украино-российских экономических, политических и территориальных вопросов.

Сергей Баранов,
политический социолог (Москва):

Крымско-татарская угроза — это скорее миф, чем реальность. Реальна, конечно, этническая преступность со стороны татар. Заходить вечером в районы их проживания опасно. Крымские татары — везде абсолютное меньшинство в Крыму.

К тому же татары — не чеченцы. Среди них нет такого количества людей, готовых воевать с русскими. Рядовой татарин нацелен на мирную жизнь, а не на продвижение своих интересов путём насилия и шантажа. Посмотрите, какой у татар бизнес, сколько кафе, гостиниц! Весь он зависит от благожелательности русских, являющихся их клиентами.

Украина как мононациональный антирусский проект для татар — дружественное государство, с которым опять-таки лучше ладить, а не портить отношения. Это касается и нынешней крымской власти как филиала власти украинской. Поэтому татары будут не сильно бузить, а постепенно наращивать своё влияние в Крыму, как кавказские диаспоры делают это в России.

Мой прогноз — татары будут постепенно ассимилироваться русскими, забывать язык, обычаи, интегрироваться в славянское общество.

Любые боевики татар уязвимы для правохранительных органов Крыма и Украины и могут быть быстро нейтрализованы спецназом. Скрыться им негде. На террор татары не пойдут в силы вышеперечисленных причин.
На выборах татары могут получить свою долю голосов при правильной организации — 10-15%.

Фактор мифической татарской угрозы не так сильно воздействует на умы крымчан, так как они живут рядом с татарами и способны дать ей реалистическую оценку. Этот миф действует в пользу Партии регионов, способствуя консолидации электората и уходу избирателей от «оранжевых» партий, которые в Крыму ассоциируются с татарами и украиноязычными. Но татарская угроза даёт плюс и русским националистам — «Русскому единству»

Алексей Мартынов,
историк, эксперт Центра политологического анализа и технологий (Донецк):

Крымско-татарский фактор, безусловно, влияет на общественно-политическое положение в Крыму и со времен «перестройки» неоднократно служил причиной дестабилизации обстановки на полуострове.

Помимо собственно интересов Турции, которые объективно в данном случае имеют место применительно к Крыму, крымско-татарские организации типа меджлиса и курултая претендуют на приоритетный статус в республике, причем с опорой на украинские центральные власти. Со времен Кучмы «совет крымско-татарского народа» при президенте Украины являлся орудием закрепления данной политической силы и одновременно — ослабления русских организаций на полуострове. При Ющенко крымско-татарские лидеры, традиционно опиравшиеся на «Народный Рух», стали союзниками «оранжевых» в ослаблении русского движения Крыма.

В настоящее время, с учетом того, что курс президента Януковича, ПР и крымского премьер-министра Джарты фактически не соответствует интересам ни русского движения, ни крымских татар, возможно определенное — весьма условное — совпадение интересов русских и татарских общественно-политических организаций в том, что проблемы Крыма должны решаться самими крымскими политиками и обществом, а не регулироваться «варягами», причем совсем не соответствующими сложившейся обстановке.

Русские и татарские организации могли бы составить серьезную оппозицию правительству Джарты, но, принимая во внимания расхождения в стратегических целях, обе стороны будут по отдельности оппонировать ставленнику ПР Крыму. Факт, что при Януковиче не только русское, но и крымско-татарское движение оказалось в оппозиции к украинской центральной власти и её «наместнику», что подчеркивает необходимость коренного пересмотра политики президента Украины в отношении Крыма.

Специфика региона должны учитываться в любом случае. Это главный урок для киевской власти. Что касается боевых формирований крымских татар, то даже если предполагать их существование (причины для этого есть), они вряд ли смогут дестабилизировать положение на полуострове существенным образом. Хотя угроза исламского экстремизма (его нельзя путать с самим крымско-татарским движением, что некорректно) достаточно актуальна в Кавказско-Черноморском регионе.

Сергей Барышников,
директор Центра политологического анализа и технологий (Донецк):

Пока меджлис олицетворяет собой организованный крымско-татарский народ, подобная угроза видится вполне реальной. Потенциально продуктивные попытки создания крымско-татарской альтернативы меджлису пока не дали практического результата. Боевики у него, безусловно, имеются — мне пришлось наблюдать их воочию в Бахчисарае летом 2006г.

Заигрывания новой украинской власти с радикальным крылом «крымско-татарского парламента», выразившиеся в частности то в снятии главы администрации Бахчисарайского района Эльми Умерова, то затем в его же назначении на этот пост, изначально опасны и контрпродуктивны.

Тем не менее, вряд ли меджлис может оказать существенное влияние на проведение общей крымской избирательной кампании за исключением упомянутого Бахчисарайского района.

Андрей Тамбовцев,
лидер «Молодежного Союза Левых Сил» в Луганской области:

Тема «крымско-татарской угрозы» в Украине актуальна давно. Не даром Крым называют «украинским Косово». В Автономную Республику Крым возвратились практически все граждане, подвергшиеся спецпереселению в 1944 году, и их потомки. За два десятилетия в Крым прибыло около 260 тыс. репатриантов-татар. Их возвращение потребовало от украинского государства больших материальных затрат. Сегодня процесс репатриации практически завершился и большинство татар, пожелавших вернуться, уже обустроились в Крыму.

По данным Совмина АРК, им выделено 79,9 тыс. земельных участков под индивидуальное жилищное строительство общей площадью 9,6 тыс. га. Для коммерческой деятельности репатрианты получили 1030 участков. 72 тыс. татар, или 66% от их взрослого населения, проживающего в сельской местности, уже получили или оформляют земельные паи общей площадью 185,9 тыс. гектар. 47,1 тыс. репатриантов получили землю для ведения личного крестьянского хозяйства или оформляют участки на площади 106,6 тыс. гектар.

Следовательно, утверждения меджлиса о том, что крымские татары ущемлены при выделении земли, не соответствуют действительности.
С первых дней возвращения татары, в отличие от других репатриантов (армян, болгар, греков, немцев), использовали силовой, экстремистский вариант решения земельного вопроса. Руководимые «курултаем-меджлисом», незаконной этнической организацией, целью которой является создание суверенного татарского государства в Крыму, они широко использовали и продолжают использовать практику «самозахватов» земли. В современных условиях самозахваты стали для определенной части татар средством перераспределения земли с целью наживы и спекуляции. Получив участки в северных и центральных районах автономии, теперь они захватывают земли в курортной зоне, заповедниках, окрестностях Симферополя и других крупных городов.

При Ющенко велась системная дискриминация прав населения АРК, которая проявлялась в выделении земли по этническому признаку. Напомню, меджлис входил в полном составе в состав Совета представителей крымско-татарского народа при президенте Украины. По неофициальным данным, среди актива «меджлиса» есть люди, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане и в Чечне против России. «Меджлис» свои позиции сдавать не собирается. Подогреваемая спецслужбами определенных стран идея о создании «Крымстана» тоже никуда не растворилась. Поэтому на этих и последующих выборах ожидается тяжелая борьба.