Что ждет Иран в ближайшем будущем?

22 сентября 2010 г. президент Российской Федерации окончательно разрешил вопрос о поставках зенитно-ракетных комплексов С-300, а также ряда других вооружений в Иран. Этот шаг был активно поддержан США и Израилем в первую очередь потому, что комплексы С-300 не входили в перечень вооружения, чьи поставки в Иран были ограничены известными санкциями СБ ООН, которые также поддержала Россия. Итак, наша страна в историческом споре между Западом и Ираном заняла сторону Запада. Еще некоторое время назад позиция не была определена столь четко: в 1989 г. военно-техническое сотрудничество началось, затем, было прекращено по соглашению Гор-Черномырдин в 1995 г., затем вдруг выяснилось, что США не выполняют свою часть обещаний по соглашению, и сотрудничество было возобновлено в 2000 г. Теперь, после двух лет задержек с поставками и колебаний, Москва отказывается от сотрудничества уже однозначно. Вероятно, недружественный Иран без С-300, без Бушерской АЭС, прерванные контракты по множеству позиций вполне отвечают геополитическим интересам России.

Сейчас в сети уже опубликовано множество статей, так или иначе комментирующих отказ России от поставок в Иран новейшего оборонительного вооружения. Рекомендую нашим читателям ознакомиться с материалами нашего автора Юрия Лямина, многие из которых посвящены проблеме российско-иранских отношений, в том числе и поставок российских ЗРК, статью агентства Хвиля «Медведев поддержал США и Израиль, особое мнение Максима Шевченко по этому вопросу, статью Эльдара Касаева о странной политике России в отношении Ирана. Все эти статьи, так или иначе, комментируют сам факт фактического отказа России от военно-технического сотрудничества с Ираном и его ближайшие последствия. Мне же хотелось бы поговорить о далеко идущих последствиях этого шага российского руководства, о том, как это отразится на будущем России, Ирана и Ближнего Востока в целом, сделать некоторые далеко идущие прогнозы на основе имеющихся данных.Будущее российско-иранских отношений

В настоящее сотрудничество между Россией и Ираном находится на достаточно высоком уровне, хотя могло бы быть и гораздо выше. Иран – одна из немногих стран мира, которая закупает у нас не сырье, а высокотехнологичную продукцию, включающую не только вооружения, но и гражданские самолеты, системы для метро и прочего железнодорожного транспорта, автомобили и технологии мирного атома. В последнее время Россия показала себя как ненадежный партнер не только в области поставок оружия. Крайне затянутым оказался ввод в строй Бушерской АЭС. Также Россия постоянно подвергается критике со стороны Запада и задерживает отправку в Иран самолетов Ту-204 и Ту-214. Уже сейчас Иран находится в поиске новых, более стабильных поставщиков различной продукции, и на первое место среди них выходит основной конкурент России в этом направлении Китай. Подробнее о сотрудничестве КНР и ИРИ можно прочитать в статье КНР и вопрос возможного ужесточения санкций против Ирана. Разумеется, китайские партнеры пока не могут обеспечить все потребности иранской экономики, однако, иранские инвестиции в совместные проекты в самое ближайшее время способны ликвидировать этот разрыв. Без российских поставок Иранская армия проживет, приобретая китайские аналоги С-300, однако, насколько долго продлится само существование государства без поддержки России?

Принимая сторону США и Израиля в отношении Ирана Россия соглашается с ними в главном: иранская политическая система не достойна доверия, не может считаться дружественной России. Фактически, Москва идет на прямые экономические потери и будет выплачивать штрафные санкции до 200 млн. долларов за срыв поставок, лишь бы оружие не попало в руки Тегерану.

Интересно, какие преференции от США и Израиля мы получим за отказ от контрактных обязательств? Сие остается тайной. Торжественный разрыв соглашений показан как односторонняя инициатива России, произведенная вне всяких договоров и обязательств перед другими сторонами. Может быть, США в ответ отказались поддерживать режим Саакашвили и поставлять туда вооружение? Или согласились проголосовать за вступление России в ВТО? Или отменили знаменитую поправку Джексона-Вэйника? Нет, ничего этого не произошло. Может быть, были заключены какие-то секретные соглашения, типа Гор – Черномырдин? Это нам неизвестно, однако, можно предположить, что закончатся они точно так же – невыполнением США своих обязательств. Правда, как и в 2000 г., Россия потеряет рынки вооружений и деловую репутацию. Однако, даже не это самое главное. Отказываясь поставлять оружие Ирану Россия пододвигает Исламскую Республику еще на один шаг к пропасти, к историческому поражению. Может быть, это выгодно России?Сценарии смены власти в Иране

Как известно, Иран является одним из главных декларируемых противников США. Это связано с множеством факторов: Иран официально провозглашает альтернативный курс развития, основанный на критике сложившейся мировой либерал-демократической системы. Исламская революция и создание ИРИ сопровождалось штурмом посольства США и провалом операций по освобождению американских дипломатов. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад чрезвычайно харизматичен и популярен за рубежом даже больше, чем в собственной стране. Тегеран официально провозглашает Вашингтон и Тель-Авив своими противниками, а США и Израиль мечут громы и молнии в адрес ИРИ. Наконец, даже сама мысль о возможности создания в Иране ядерного оружия вызывает ужас в США и Израиле. Нет никаких сомнений в том, что США хотели бы сменить режим в этом государстве, однако, что ждет страну в случае реализации такого сценария?

В арсенале США три сценария смены власти в Иране: два мирных и один военный. Первый мирный сценарий предполагает изменение политики в выгодную для США сторону при сохранении существующей правящей элиты. В таком случае к власти приходят наиболее умеренные представители исламского руководства, отказывающиеся от наиболее одиозных проектов и аксиом Хомейни. Этот сценарий уже был реализован в Ливии, например, однако вряд ли подходит для Ирана: слишком серьезны противоречия между идеологией ИРИ и США, слишком много поражений понесли США во время исламской революции, слишком много собственности потеряла прежняя элита, которая лелеет идею о возвращении к власти и находится в настоящее время в том же США. Этот вариант устроил бы европейцев, однако, вряд ли их будут слушать, пока они не предложат готовый реализуемый план и возьмут всю ответственность за его реализацию на себя.

Следующим сценарием станет провоцирование внутренних беспорядков, в результате которых свергается существующий режим и к власти приходит проамериканское правительство. Похожие варианты были с успехом реализованы на Украине, в Грузии, Сербии и некоторых других странах (т.н. сценарий «Оранжевая революция»). Этот вариант кажется наиболее бескровным, дешевым и отвечающим интересам Вашингтона, однако, в настоящее время выявлены некоторые трудности в его реализации. Иран – молодая страна, и множество молодежи готово принять участие в антиправительственных манифестациях, организованных и поддержанных из-за рубежа. Однако, как показали события июня 2010 г., властям удалось создать не менее мощное молодежное движение, которое защищает интересы правящей элиты. Также необходимо отметить готовность властей к предполагаемым «оранжевым» атакам: в июне 2009 г. полиция, внутренние войска и «басиджи» прекрасно справлялись с демонстрантами, используя при этом как новейшие электронные технологии, так и авиацию. Выборы показали, что большинство населения не только согласно с курсом нынешнего правительства, но и готово защищать его. Как бы ни был благоприятен «оранжевый» сценарий, пока для его реализации как недостаточно сил у оппозиции, так и достаточно активных сторонников у нынешней власти.

В последнее время все чаще говорят о скорой войне на Ближнем Востоке, хотя, «последнее время» — понятие растяжимое: первую статью о потенциальной интервенции США в Иран я написал в 2005 г. Прямая военная интервенция с последующим приходом к власти проамериканского марионеточного правительства по сценарию Ирака и Афганистана кажется наиболее вероятным исходом противостояния в первую очередь благодаря его успешной реализации в соседних странах. К войне против Ирана Вашингтон подталкивают и Израиль, и многочисленные мигранты из Ирана времен Исламской революции, и мощное военное лобби. Однако, есть и не менее существенные факторы, препятствующие реализации этого сценарии.

Во-первых, в случае начала военной операции в Иране, США и их потенциальным союзникам придется воевать против страны с населением в 75 млн. человек. Это чуть больше, чем в 60-70-е гг. ХХ в. во Вьетнаме, причем, иранцы в годы ирано-иракской войны показали себя очень храбрыми бойцами. Мне кажется, мир еще не столкнулся с таким явлением, как шиитский террорист-смертник: в свое время тысячи молодых иранцев сложили свои головы в массированных атаках на иракские позиции, идя на верную смерть. Если американцам вздумается напасть на Иран, то они столкнутся с беспримерным сопротивлением, намного превосходящим уровень Ирака и Афганистана.

Во-вторых, нынешний иранский режим известен тем, что не препятствует выезду своих граждан за рубеж. Мало того, существует множество программ по отправке молодежи заграницу для обучения в университетах, в том числе в США. Можно предположить, что как минимум некоторые из этих молодых людей поведут партизанскую войну против США прямо на их территории и достигнут определенных успехов в отвращении рядовых американцев от планов их правительства. Армия США во много раз сильнее иранской и разбить ее не будет сложно. Однако, перспективы народной войны вырисовываются в невыгодном для США свете.

Как мы уже отмечали, режим Ахмадинежада чрезвычайно популярен за рубежом. По сравнению с харизматичным иранским лидером меркнут и Саддам Хусейн, и Осама бин Ладен. В случае агрессии США президент ИРИ может обратиться в мировой общественности поддержать жертву агрессии, и американские объекты подвергнутся атакам не только в странах Ближнего Востока, но и в России, Германии, Индии, Индонезии, везде, где есть мусульмане и ненавистники США.

Не пользуется поддержкой война против Ирана и в самих США. Операции в Ираке и Афганистане уже успели стать непопулярными, а повод для вторжения в Ирак – мнимое создание Саддамом Хусейном оружия массового поражения – устарел и вряд ли будет повторен. Для одобрения атаки против Иране требуется событие, по своему политическому влиянию не меньшее, чем атака небоскребов на Манхэттене в сентябре 2001 г.

Фактически, ни один сценарий из вышеперечисленных в настоящее время нереализуем. Однако, Вашингтон ведет комплексную подготовку к потенциальной реализации каждого из них.Что ждет Иран в случае свержения исламского режима?

В случае реализации одного из возможных сценариев свержения нынешнего режима в Иране отнюдь не наступит стабильность и демократия. Сейчас многие с ностальгией вспоминают времена шаха, однако, прямое возвращение к старым временам невозможно. Обращая внимание на соседние с Ираном Афганистан и Ирак, можно прогнозировать схожую ситуацию в Иране в случае смены руководства.

Поскольку значительная часть населения страны в целом поддерживает исламское правление, как это показали выборы 2009 г., Иран ожидает гражданская война, отягощенная межэтническими и межрелигиозными противоречиями. Вероятно, Иранский Азербайджан захочет отделиться и станет наиболее стабильной частью Ирана, подобно Иракскому Курдистану. В остальной стране будет примерно то же самое, что и в нынешнем Ираке и Афганистане.

Иранские нефтяные запасы будут проданы или, в случае войны, присвоены транснациональными корпорациями. Социальная стабильность сведена к минимуму. Близость Афганистана повлияет на безудержный рост наркотраффика, который пойдет в Россию и Европу через Кавказ и Каспийское море. Огромное количество беженцев отправится через границу в Турцию, республики Южного Кавказа и Россию. На огромных пространствах от границ Китая до границ Сирии растянется зона нестабильности.

Причем, совершенно необязательно этот факт можно будет расценивать как поражение Вашингтона и неспособность американских властей создать нормальные условия для жизни населения. Это и не входит в планы американского руководства. В задачу США входит обеспечение невероятности сценария возникновения в Евразии альтернативного центра силы, основанного на коммунистическом ли, исламском ли или каком-либо ином проекте. Проще всего для достижения этой цели – обеспечивать вялотекущую войну, благо, поводов для нее всегда на Востоке достаточно.