Британские лейбористы сменили лидера

Новым лидером Лейбористской партии в субботу был избран 40-летний Эд Милибэнд, который сумел обойти своего старшего брата Дэвида, бывшего министра иностранных дел, которого считали более опытным политиком и основным претендентом на этот пост. Эд Милибэнд победил с разрывом менее чем в 1% голосов.

Выступая после объявления его лидером лейбористов, Милибэнд вспомнил, как вступил в партию в 17-летнем возрасте. «Тогда в самых невероятных мечтах я не мог помыслить, что однажды стану ее лидером», – признался он.

Членом парламента Эд Милибэнд стал в 2005 году. Серьезным козырем Милибэнда-младшего аналитики считают отсутствие в его политической биографии эпизода голосования за участие в войне в Ираке. В отличие от своего брата Эд Милибэнд выступал против этой войны. В 2008 году он возглавил министерство по делам энергетики и борьбы с изменениями климата, был главой делегации Великобритании на саммите в Копенгагене.

Эда Милибэнда считают близким к левому флангу Лейбористской пар­тии. Именно более «левая» позиция, как считают эксперты, и помогла ему в итоге победить, заручившись поддержкой профсоюзов.

Среди его достоинств выделяют эрудированность и заметные ораторские способности. Как и Дэвид, Эд Милибэнд окончил колледж Корпус-Кристи Оксфордского университета. Он получил степень бакалавра искусств в философии, политике и экономике, степень магистра, завершив учебу в Лондонской школе экономики.
Милибэнды являются потомками польских евреев, перебравшихся сначала в Бельгию, а затем, спасаясь от фашизма, в Великобританию. Их отца, Ральфа Милибэнда, называют марксистским философом, теоретиком левого движения в стране. В свое время он критиковал войну во Вьетнаме, описывая ее как устраиваемую американцами «массовую резню мужчин, женщин и детей».

«Если бы он был сейчас жив, то, наверное, не стал бы голосовать ни за одного из своих сыновей, считая их отступниками от тех идеалов, которые он им прививал», – цитирует Би-би-си мнение журналиста Дэвида Бенна. Он подчеркивает, что частью политического истеблишмента Милибэнд-отец никогда не являлся, хотя и пользовался авторитетом. Разницу между братьями наблюдатель видит в попытке Эда Милибэнда «дистанцироваться от наследия Тони Блэра», в то время как «старший Милибэнд был достаточно тесно связан» с его политикой.

Критикуя лейбористов, Милибэнд-младший говорил о том, что они «утратили связь с ценностями, которые сделали партию прогрессивной политической силой, и утратили связь с людьми, которых партия дол­жна представлять». Выбор нового лидера он трактовал как дискуссию о путях реформирования Лейбористской партии и характера изменений в стране.

«Мы не осознали, как изменился мир, – говорил он о своей партии, обвиняя лейбористов в косности взглядов. – Мы доказали свою состоятельность, отказавшись от требования упразднить капитализм, но люди ожидали от нас большего. Они надеялись, что мы поднимем свой голос против того расточительства, которое творилось в верхах».