Совет Европы навязывает Минску свои ценности

Все больше дискуссий разворачивается вокруг вопроса о введении моратория на смертную казнь. Откровенно говоря, у большинства белорусов, консервативных по своей природе, постановка проблемы, как минимум, вызывает недоумение. Еще чаще, неприятие. В стране и так много нерешенных задач, а тут, видите ли, на полном серьезе маститые и не очень эксперты разглагольствуют о том, стоит ли «казнить» или все-таки проявить «милосердие» в виде пожизненного заключения по отношению к убийцам-рецидивистам.

Впрочем, удивляться нечему. Идея введения моратория на смертную казнь вызрела не в недрах народных масс. Это пришлое детище, навязанное белорусам «продвинутыми» европейцами, в частности, Советом Европы. Все свои политические кампании евроэмиссары продвигают под девизом «разделяем европейские ценности». Ценности, конечно, разделяем. Как быть с исторической памятью, традициями, менталитетом? Нет, отвечает демократическое европейское сообщество, кто не с нами, тот против нас. Ладно, согласились белорусские функционеры, и принялись на всех уровнях прививать тутэйшым чужеродное представление о законах мироздания.

До недавнего времени споры о наличии в белорусском Уголовном кодексе расстрельной статьи за совершение особо тяжких преступлений были уделом профессионалов – юристов и правоведов, законодателей и правозащитников. Белорусские парламентарии создали рабочую группу по изучению проблематики смертной казни. Слуги народа разработали проект плана деятельности. Депутаты преисполнились намерений провести углубленный анализ судебной системы, посетить места лишения свободы для пожизненно приговоренных, познакомиться с опытом правоприменительной практики соседних стран.

Около десяти лет Европейский союз, а вмести с ним, соответственно, и Совет Европы пытались сохранять хорошую мину при плохой игре. В середине 90-х годов прошлого века еврочиновники и иже с ними заморозили отношения с Беларусью, брезгливо мотивируя свою принципиальность нежеланием «марать» свою светлую демократическую репутацию о поиск компромиссов со строптивым белорусским режимом. Политика санкций и изоляции себя не оправдала. За это время Европейский союз раздулся до предела таким образом, что Беларусь сделалась пограничным государством сразу трех его членов (Польши, Литвы, Латвии). Протолкнуть своих ставленников в верхние эшелоны белорусской политики Брюсселю не удалось, даже несмотря на систематические, и при чем, немалые финансовые дотации. Официальный Минск продолжал удерживать статус-кво. В общем, прогресса как не было, так и не предвиделось. Вывод напрашивался сам собой: что-то надо менять!

В июне 2009 года, о чудо (!), официальная делегация Национального собрания Беларуси впервые за истекшие 10 лет была приглашена на заседание сессии ПАСЭ в Страсбург. Слушался «белорусский вопрос». В результате дискуссий была принята резолюция об «отмене решения о приостановлении действия статуса специально приглашенного для парламента Беларуси после принятия компетентными белорусскими властями решения о введении моратория на исполнение смертных приговоров». Комитету министров Совета Европы было рекомендовано «возобновить контакты с белорусскими властями».

С этого момента во взаимоотношениях Беларусь-ЕС началась новая веха взаимных, пусть и осторожных, рукопожатий. Стороны принялись сотрудничать в области культуры, образования, права, обмениваться визитами, мнениями и все в том же духе. Беларусь всеми доступными методами пытались втиснуть в политику добрососедства. И, в общем-то, почти втиснули. Во всяком случае, непосвященным могло показаться, что лед тронулся. В Минске даже открылся информационный центр Совета Европы.

Но вот пришел предвыборный 2010 год. Еще и дата выборов не была объявлена, а оплеухи в адрес действующего белорусского руководства посыпались со всех сторон. При чем не только с подачи традиционных оппонентов, но и бывших союзников. Как оказалось мнимых. Предположить, что Лукашенко имеет непосредственное отношение к решению судебной инстанции затруднительно. Согласно белорусской Конституции, третья власть независима в своих вердиктах. Выше приводилась статистика, согласно которой количество вынесенных смертных приговоров в Беларуси с 1998 года сократилось с 47 до 2. Показательно, что согласно белорусскому законодательству, высшая мера наказания применяется только за особо тяжкие преступления и в единичных случаях. Вот с такими единичными случаями и столкнулась отечественная пенитенциарная система.

Впрочем, вникать в перипетии белорусской Фемиды заинтересованные лица глубоко не стали. Совет Европы как по команде выступить с обвинительными вердиктами. В ходе весенней сессии ПАСЕ в рамках инициированной шведским депутатом в ПАСЕ Гораном Линдбладом срочной процедуры Ассамблея одобрила доклад «Ситуация в Беларуси: последние события» и соответствующую резолюцию. В докладе подчеркивается, что в марте 2010 года в Беларуси в обстановке полной секретности приведены в исполнение два смертных приговора. В принятой на основе доклада резолюции Ассамблея решила «приостановить деятельность, предполагающую контакты на высоком уровне между Ассамблеей и Парламентом Беларуси и/или органами государственной власти». И доклад и резолюция были одобрены большинством голосов.

Так с кем же тогда намеревалась возобновлять диалог прогрессивная Европа? С Беларусью? Или лично с Лукашенко? Да и обоснованна ли такая вдруг возникшая принципиальность? Статус наблюдателей при Комитете министров Совета Европы имеют Ватикан, Канада, США и Япония. В США и Японии смертная казнь применяется. Недавно Верховный суд США приговорил к высшей мере наказания женщину. (Согласно белорусскому законодательству высшую меру наказания запрещено применять к несовершеннолетним, женщинам, а так же мужчинам, достигшим ко дню вынесения приговора 65 лет). Тереза Льюис была осуждена за организацию двойного убийства. Из корыстных побуждений она наняла двух киллеров с целью убийства мужа и приемного сына. Губернатор штата Вирджиния Роберт Макдонелл заявил, что не намерен смягчать наказание. Осужденной сделана смертельная инъекция. Непосредственные исполнители убийств приговорены к пожизненному тюремному заключению.

Почему бы Совету Европы в ходе предстоящей осенней сессии не провести дебаты по «американскому вопросу» и в качестве возмездия за антигуманность не «приостановить деятельность, предполагающую контакты на высоком уровне между Брюсселем и Вашингтоном». Но нет. В отношении избранных такие меры контрпродуктивны. Беларусь в число оных не входит. Более того, республика даже не имеет статуса наблюдателя в ПАСЭ. Следовательно, своим можно. Чужим? Ни в коем случае!..