СНВ-3: уступки России могут стать напрасными

Судя по тональности публикаций в американских СМИ в последние дни, сенат США может вполне провалить намеченную на ближайшее будущее ратификацию договора с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Несмотря на то что Международный комитет сената 17 сентября рекомендовал сенату США его ратифицировать, этот документ встречает все более организованное противодействие со стороны республиканцев сената. А поскольку голосование по договору отодвинуто до промежуточных выборов, намеченных на ноябрь этого года, то на его исход окажут влияние именно результаты этих выборов. Причем ясно, что, скорее всего, демократы их проиграют.

Последние результаты социологических опросов в США показывают, что если бы промежуточные выборы в сенат прошли сегодня, то 53% избирателей отдали бы голоса кандидатам Республиканской партии, т. е. противникам СНВ-3, и только 40% голосов досталось бы демократам. Эти результаты были получены в первой декаде сентябре телекомпанией ABC вместе с газетой Washington Post. Примерно такой же разрыв, но с цифрами в 48% на 36%, дал и опрос, проведенный в середине сентября исследовательской службой Rasmussen Reports. Как отмечают наблюдатели, такого большого отрыва республиканцев от демократов — более 10% — в США не наблюдалось с начала 80-х годов.

Известно, что для ратификации СНВ-3 нужно, чтобы в сенате за него проголосовало не менее 66 человек. Сегодня этот документ поддерживают 59 сенаторов-демократов, им для ратификации необходимо заручиться голосами по меньшей мере еще семи человек. Поскольку настроения американского электората не позволяют надеяться на ноябрьскую победу демократов на промежуточных выборах, то несложный арифметический подсчет показывает, что новый договор, торжественно подписанный президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой весной 2010 года в Праге, останется мертворожденным.

А ведь для того чтобы обеспечить его ратификацию, Россия авансом уже пошла на совершенно беспрецедентные уступки США в экономических, политических и внешнеторговых вопросах. Для того чтобы помочь президенту Обаме задобрить сенаторов и показать им, каким хорошим союзником для США стала Россия, мы уже обязались закупить в США 50 самолетов «Боинг 737» на сумму почти в $4 млрд, согласились возобновить поставки в Россию «ножек Буша» примерно на $700 млн в год, отказалась поставить Ирану ЗРК С-300, что обернется для нас общими потерями в $13 млрд. Это чисто экономические потери, не считая того, что эти и связанные с ними шаги еще аукнутся для отечественного авиапрома отсутствием заказов на новые самолеты, безработицей и увольнением сотрудников, а на мировом оружейном рынке — потерей Россией репутации надежного партнера. И ясно, что наше место, скорее всего, займут продавцы оружия из США, Великобритании и Франции — главные конкуренты России.

Кстати, уже после недавнего отказа России поставлять С-300 Ирану Соединенные Штаты, даже не успев толком поблагодарить Москву за этот шаг, уже потребовали от нас отказаться поставлять Сирии российские противокорабельные ракеты «Яхонт». Поскольку они якобы могут попасть к террористом из «Хезболлы» и поставить под угрозу корабли израильских ВМС. Причем эта просьба шла опять-таки в счет «обеспечения подписания» договора СНВ-3 в сенате США. И более того, во время недавнего визита в США министра обороны РФ Анатолия Сердюкова американцы предлагали РФ вернуться к выполнению условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который считал союзными нам войска бывших стран СЭВ, ставшими сейчас уже членами НАТО. Россия объявила мораторий на членство в ДОВСЕ в 2007 году из-за планов США разместить объекты ПРО в Чехии и Польше.

Пока что, слава Богу, у российских сановников хватило ума отказать американцам хотя бы в ДОВСЕ и «Яхонтах». Ибо если Москва станет один за другим нарушать все уже подписанные внешнеторговые оружейные контракты такими темпами, то стране нужно будет просто закрыть все ее военные заводы, работающие на экспорт.

И вот теперь СНВ-3 — договор, ради обеспечения ратификации которого Россия пошла на масштабные жертвы и уступки, скорее всего, отправится в корзину истории. Как и его предшественник, СНВ-2, подписанный Борисом Ельциным и Джорджем Бушем в 1993 году и даже ратифицированный парламентами. Помнится, он запрещал использование странами баллистических ракет с разделяющимися головными частями, но в силу не вступил. Тогда США вышли из договора по противоракетной обороне, а Россия в ответ вышла из СНВ-2.

Теперь, похоже, на очереди СНВ-3 с такой же судьбой, если не еще более короткой.

Но русская пословица гласит: «Нет худа без добра». Многие российские военные специалисты считают, что СНВ-3 в значительной степени не учитывает национальных интересов России, если не сказать, что прямо им вредит. Известно, что готовился он в условиях спешки, без учета мнения военных специалистов в области стратегии, которые даже не знали его сути, поскольку он готовился неизвестными кремлевскими «экспертами» и обрубал на треть российские и американские ядерные арсеналы без учета сил американских союзников по НАТО. В СНВ-3 не было увязки с ограничением наиболее серьезной угрозы России со стороны США – с ее системой противоракетной обороны, которая уже сейчас почти достигла способности уничтожить все российские баллистические ракете еще на их старте и в полете. Известно, что Москва пыталась настаивать на этой увязке, но слабо и безуспешно, быстро поддавшись американскому прессингу.

Известно также, что Российская академия геополитических проблем специально требовала от руководства России вообще не подписывать никаких новых договоров в сфере ядерных разоружений без военно-политической экспертизы его текста специалистами, но это требование учтено не было.

И вот теперь, похоже, упорство республиканцев и возможный провал ратификации СНВ-3 в сенате США даст возможность России сохранить в нетронутом состоянии хотя бы потенциал сдерживания — ее ядерные силы. Поскольку сегодняшнее состояние ее обычных вооруженных сил не позволяет рассчитывать на их эффективную боеспособность даже в ограниченных конфликтах, что показал август 2008 года в Южной Осетии. Помнится, тогда, чтобы собрать силы и средства для ведения боевых действий в Южной Осетии и Грузии, нашим генштабистам пришлось перебрасывать на Кавказ боеспособные части из самых разных уголков России. С тех пор состояние обычных вооруженных сил, деморализованных резкими сокращениями командного и солдатского состава, моральным и физическим старением боевой техники, которая выходит из строя даже на учениях, лишь усугубилось.

Похоже, что в этих условиях единственным оплотом страны и последней надеждой страны остаются ее ядерные силы сдерживания. Пока что их не совсем затронула малопонятная военным специалистам военная реформа, и потому они до сих пор нормально несут службу. Потому что если раньше про нашу страну недоброжелатели говорили, что она была «Верхней Вольтой с ракетами», то, лишившись ядерного оружия, Россия превратится просто в Верхнюю Вольту.

В 70-80-е годы прошлого века Москва предлагала западным государствам взаимно и полностью «обнулить» ядерные арсеналы, но тогда ее оборона была обеспечена даже обычными вооруженными силами. Тогда Збигнев Бжезинских даже говорил Михаилу Горбачеву, что в современном мире ликвидация ядерного оружия означала бы для всех стран использование в военных конфликтах лишь обычных вооружений. И на это особо не соглашались Великобритания и Франция, поскольку, не имея достаточно сильных обычных вооруженных сил, могли надеяться лишь на ядерное оружие как на «потенциал сдерживания».

Однако в последние 20 лет уже сама Россия оказалась в ситуации, когда единственное, что еще осталось способным ее защитить,— ее ядерный потенциал. Последние военные конфликты – в Ираке, Югославии и Афганистане — показали, что военно-промышленный комплекс США в значительной степени превзошел российский в развитии новейших систем высокотехнологичных неядерных вооружений. По мнению военных специалистов, отставание России от США в оружии высоких технологий, накопленное за десятилетия безразличия лидеров страны к оборонным вопросам, составляет уже даже не годы, а эпохи. Это — высокоточное оружие, космические боевые платформы, космические ударные самолеты, боевые лазеры, разведывательные и ударные беспилотники. К этому можно добавить и различные виды нелетального, но эффективного оружия, уже испытанного американцами в боевых действиях в Афганистане и в Ираке.

Сегодня ядерное оружие стало средством сдерживания, которое имеется на вооружении даже сравнительно бедных стран, таких как Индия и Пакистан. Его наличие в военных арсеналах просто не допускает на них нападения более сильного противника, поскольку чревато серьезными последствиями для жителей не только отдельных стран, но и целых регионов.

Так что можно предположить, что отказ американских сенаторов ратифицировать СНВ-3 в ноябре в известном смысле будет даже в интересах обороноспособности России. По крайней мере он не повлечет для России особых катастрофических последствий. При этом ожидается, что США будут реализовывать свои военные программы, а Россия свои, но тогда Москва хотя бы не будет облегчать США задачу нейтрализации уменьшенного числа российских стратегических ядерных сил сдерживания.

Правда, в таком случае окажутся бесплодной тратой ресурсов и репутации все те потери, что понесла Россия, чтобы обеспечить эту ратификацию — и отказ от поставок Ирану С-300, и покупка «Боингов», и возобновление поставок американской курятины.

Правда, это уже не раз было в прошлом. Как говорится, не привыкать!