Киргизская «Швейцария»: выход из кризиса через оккупацию?

Хоть Киргизия вовсе не Англия, и доказывать здесь никому и ничего не надо, тем не менее, за короткий период независимости и у нас появились свои призраки. Как в каком-нибудь респектабельном английском замке. Вот, к примеру, уже два десятка лет по стране бродит, подобно тени отца Гамлета, призрак демократии. Правда, как ни странно, завелся призрак того, чего у нас никогда не было. Вроде так не бывает, но поди ж ты, разве только что «жираф большой, ему видней». Другим фантомным явлением стало утверждение «Киргизия – азиатская Швейцария» – родина местных слонов. И так эти фантомы полюбились нашим вождям, что по сути псевдобренды «островок демократии» и «азиатская Швейцария» стали визитными карточками нашей элиты на длительный период.
Аналогии, сравнения или вопросы по гамбургскому счету

Межд
тем, если отбросить шутки в сторону, то и демократия, как таковая, отнюдь бы нам не помешала, но только в реальности, а не призрачная. А уж про Швейцарию и говорить нечего. Весьма любопытно, знали ли наши элиты в реальности что-либо о Швейцарии, кроме того, что там хорошие часы производят, которые они носят, и банки есть, в которых они счета открывают?

Ведь на самом деле Швейцария – идеальный пример для нашей страны, народа и в первую очередь для элит в том, как нужно строить свою страну и свою жизнь. В этой стране 4 государственных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. И никаких проблем. Живет в стране множество народов, в том числе и изрядное число мусульман. Да, есть на бытовом уровне определенные трения между теми же немцами и французами, между европейцами и мусульманами, но государство держит все в жесткой узде. Представить, что альпийские немцы рванут на коровах «милки вэй» в Женеву и устроят погром «лягушатникам» просто из разряда запредельного фэнтези.

Почему же, все-таки, наши элиты, позаимствовав Швейцарию, как некий идеальный образец, в реальности построили в стране нечто среднее между Оруэлом и Хичкоком? И как раз нашим-то джигитам просто, как нечего сделать, прискакать в местную женеву-Ош и устроить разборки. Вопрос, разумеется, более риторический, а ответ очевиден и слепому. Здесь налицо цивилизационная пропасть, та самая разница в ментальностях, которая и глобальному миру грозит войной цивилизаций. Имперская Россия во времена «проклятых колонизаторов» сумела если не ликвидировать этот цивилизационный разлом, то, по крайней мере, проложила мостки или даже мосты через эту пропасть.

Цивилизационный эффект этой деятельности был столь велик, что мифы суверенного Кыргызстана об «островке демократии» и «азиатской Швейцарии» воспринимались в мире хоть и с улыбкой, но и достаточно благосклонно, еще двадцать лет назад мир верил в нас. По сути, в начале независимого пути Киргизия имела прекрасные стартовые условия, чтобы обогнать всех своих региональных соседей в конкурентной гонке. И здесь нет никакого лукавства. Мы привыкли завидовать тому же Казахстану, который на нефтяных деньгах сумел создать некоторую видимость преуспевания. Однако, мир недаром придумал термин «проклятие ресурсами». Именно страны богатые ресурсами демонстрируют наихудшие показатели человеческого развития. Нигде в мире так плохо не живут рядовые граждане и нигде так не жируют местные элиты, как в таких странах. И не нужно слишком пристально вглядываться в соседей, чтобы увидеть, как не сладко живется везде простому народу. И наоборот, наивысшего успеха добились те же Япония, Корея да и Китай, страны, у которых кроме ума и трудолюбия ничего нет. Просто мы преуспели в деградации общества более других.

Собственно, и Швейцария, которая так полюбилась нашим вождям, отличается трудолюбием народа, практически абсолютным отсутствием ресурсов, но при этом межнациональной толерантностью, если и не абсолютной, то в любом случае более, чем достойной. То есть, как не крути, и что бы не заявляли националисты, процветание той же титульной нации лежит на путях именно единства общества без различия национальностей. Пока проявляется достаточно очевидная тенденция, чем более националисты радикальны, тем хуже живется всем, но и, как не парадоксально, в первую очередь представителям самого титульного народа. В конце концов, все остальные народы и народности страны просто привыкли выживать своим умом и трудом вопреки всем обстоятельствам. И за два десятилетия независимости худо-бедно, но изрядно преуспели в этом.

Быть или не быть…

На сегодня вполне очевидно, что ни о каком возрождении не стоит и мечтать без самой обычной стабильности. Но вместе с тем также очевидно, что жадность и своекорыстие племенных вождей и элит таковы, что они не задумываясь пойдут на новую дестабилизацию ситуации в стране, если не получат желаемого. А потому представляется неизбежным для государства, если оно хочет сегодня хотя бы просто выжить, приведение элит к «государственному знаменателю». Даже если для этого понадобиться «открутить» кому-то головы.

О ситуации в стране, о том, что будет со страной, не думает сегодня только ленивый. Одним из немногих позитивов дня является момент свободы слова. Каждый практически может, так или иначе, высказать свое мнение, хотя бы в интернете. Радикализм и разброс мнений зашкаливает, осанна «Великой Киргизии» соседствует рядом с мнением о потере ею же государственности, хватает и просто страшилок и черных слухов.

Попробуем и мы взглянуть на поле битвы и высказать предположение, что же делать. Вопрос об угрозе государственности Киргизии поднимается и справа, и слева, и по ценру. Такая обеспокоенность безусловно берется не с потолка и обусловлена действительной слабостью нынешней власти, которая в свою очередь объясняется определенным коллапсом государственных структур в обстановке безвременья, но и в то же время форменным разгулом племенных элит, которые чрезвычайно усилились, обзаведясь, как говорят, вооруженными формированиями. И все это на фоне криминалитета, который открыто идет в политику, плюс активизация исламистов, претендующих на построение исламского государства. Как говорится, не соскучишься.

Что здесь реальная угроза, а что просто накипь, поднятая на поверхность в смутные времена, понять сложно. Способна ли нынешняя власть сохранить нашу государственность сказать трудно. Однако, судя по недвусмысленным угрозам, которые высказала Отунбаева перед отъездом на Генеральную ассамблею ООН, угрозы вполне реальные и исходят в первую очередь от региональных элит в том случае, если расклад сил будет складываться не в их пользу. Сложность нынешней ситуации состоит в том, что власть на сегодня представляется единственным ресурсом, способным приносить прибыль. И непосредственно путем доступа к бюджету и опосредовано, через доступ к тем или иным возможностям.

Также можно полагать немалую роль играет вопрос доступа к контролю за наркотрафиком. Как мы узнали из взаимных обвинений бывших и нынешних вождей, контроль за наркотрафиком осуществлялся под самым, что ни на есть высочайшим прикрытием. Если это было действительно так, то представляется маловероятным, что остальные члены правящего клана были не в курсе происходящего. И это как минимум. То есть сращивание власти с криминалом произошло еще при прежнем режиме и могут быть вполне правдивыми предположения, что в нашей стране криминалитет имеет прямое отношение к тем же «революционным» событиям.

Интерес регионального расклада (или неинтерес)

Однако, выскажу при этом мнение отличное от большинства экспертных оценок. На мой взгляд, именно на сегодня реальной угрозы государственности Киргизии просто напросто нет. На внешнеполитическом поле нет реальных сил заинтересованных в расчленении Киргизии и тем более в уничтожении Киргизии, как государства. Россия явно не имеет такого интереса, и через механизм ОДКБ или напрямую сама вполне способна не допустить подобного развития событий. Если говорить даже гипотетически, то ни Казахстан, ни Узбекистан, ни тем более Таджикистан не способны претендовать на расчленение Киргизии ни юридически, ни с помощью военной силы, т.е. оккупации или захвата. Если говорить об Узбекистане, то у Каримова и своих проблем более, чем достаточно. Своя узбекская часть Ферганы это постоянная головная боль, чтобы пытаться повесить и киргизскую часть Ферганы на свою голову. Не будем забывать, что у Каримова изрядные, более чем сложные, проблемы с не до конца ассимилированным таджикским населением. На этом фоне неудивительна более, чем сдержанная позиция Узбекистана во время июньских событий в Оше.

Казахстан же, в котором достаточно сильны гегемонистские настроения, и элита которого любит поразглагольствовать о том какие они сильные и могучие, в реализме не готов к такого рода действиям. В самом Казахстане титульная масса живет на грани нищеты. А то и просто за гранью. Страна имеет огромную территорию и малочисленное население, защитить которое будет весьма не простой проблемой. Поразглагольствовать на сытый желудок о присоединении «братского Кыргызстана» это было любимым занятием, но на фоне бурных событий этого года доминирует более страх перед возможностью экспорта киргизской революции, особенно после событий в Оше. Ну а про Таджикистан и не говорим. За последнюю неделю в боестолкновениях там погибло несколько десятков солдат и офицеров.

Что касается великих мира сего, то Россия, безусловно, не заинтересована получить у себя в «подбрюшье» маленький, но болезненный гнойник. Китаю так же не с руки провоцировать распад Киргизии, да и в традициях китайской дипломатии нет подобной практики. Вот поселить тихой сапой миллиончик-другой китайцев в стране, это для них самое то. Американцы, несмотря на свою «теорию управляемого хаоса» для нашего мира, как раз заинтересованы в спокойном пользовании Киргизией, как безопасной базой для неспокойного Афганистана. Да и ни в каком ином качестве наша страна не представляет для внешних сил никакого интереса. У нас нет ровным счетом ничего, захват чего мог бы оправдать тот геморрой, который сулит обладание нашими территориями.

Швейцария? Да, но и швейцарские правила игры

Так что единственно возможные риски для страны находятся внутри нее самой же. Но и здесь, пока еще несмотря на весь ажиотаж, эти риски реально не столь уж велики. Да, есть риск размежевания на зоны влияния тех или иных родов или кланов, особенно в условиях негативного влияния родоплеменной верхушки, но в отличие от того же Афганистана или даже родственного Казахстана, киргизы более консолидированная нация. Довольно малочисленная и компактная, безусловно отличавшаяся исторически родовыми распрями, но выжившая во многом благодаря своему умению консолидироваться в сложные моменты истории. Кроме того, реально родовые элиты не имеют ни опыта партизанской деятельности, ни даже просто национально-освободительной борьбы. Советская власть извела под корень в свое время басмачество. И представить современного байкешку, привыкшего к суперкомфорту, карабкающимся по горам, весьма трудно, хотя опыт, конечно, дело наживное. И конечно интересы! Вряд ли нынешние перипетии способны подвигнуть сытую родовую элиту на подобные метаморфозы. Попугать да, пригрозить да, оказать давление, но пока не более.

А кроме того вопрос еще и экономический. Жители киргизской глубинки не производят достаточного количества избыточного продукта, чтобы служить базой и опорой партизанского движения и к тому же вряд ли готовы морально к таким действиям. А сами племенные вожди хоть и богаты, однозначно не смогут, да и не захотят оплачивать продолжительные военные действия. Ну и, наконец, такой фактор, как регулярная армия и спецподразделения, которые власть рано или поздно должна поставить на правовую основу и под свое управление и полный контроль. Никакие самодеятельные формирования по определению не способны сколько-нибудь долго сопротивляться регулярным войскам без стратегической поддержки извне.

Иными словами, для того, чтобы страна утратила государственность или даже размежевалась по родоплеменным анклавам, нашей власти надо проявить чудеса тупости и непрофессионализма. Впрочем, у нас нет ничего невозможного.

Наконец, когда мы завершили выяснение, что «пациент скорее жив, чем мертв», зададимся вопросом: «что делать?». Ведь ни для кого не является секретом, что самим нам не выбраться из того провала, в котором страна оказалась после 20 лет независимости. И первым шагом, который необходимо сделать, это провести социальное переформатирование нашего общества на общество, доминантой которого будет «Гражданское единство в этнокультурном и духовном многообразии!». Не будет этого, то не будет и нормального будущего ни у одного народа нашей страны, в том числе у титульного. Вы хотели видеть в Киргизии Швейцарию? Так примите для начала швейцарские правила игры! Не больше, но и не меньше.

В свое время мне пришлось писать, что возможно одним из немногих эффективных ходов по выходу из кризиса для нас явился бы пример Германии, Японии и Кореи. Толчком и одновременно базой их экономического возрождения явилась «оккупация» этих стран американскими войсками. И это факт современной истории. Под «американским зонтиком» эти страны резко снизили военные расходы, гарантировалась спокойная мирная жизнь. Эти страны получили режим благоприятствования в торговле со Штатами, т.е. получили гарантированный рынок сбыта своих товаров и т.д.

Вместо того, чтобы вести торг «наперсточников» с Россией по поводу цены на размещение баз, наши власти должны были бы добиваться, чтобы Россия согласилась на предложение сделать Киргизию «непотопляемым авианосцем» России. Что мы получаем в этом случае? Да собственно разом все преимущества, которые получили вышеупомянутые страны. А кроме того сотни тысяч наших сограждан, работающих в России получат совсем иной социальный статус. Разумеется, все эти отношения должны быть закреплены юридически договором.

Реально ли это? А почему нет?! Если интернет сообщество уверяет, что до 80% граждан проголосуют за присоединение к России (хотя я лично нахожу присоединение к России достаточно проблематичным и даже невозможным на сегодня), то вопрос масштабного военного присутствия на договорных началах может вызвать сопротивление только наркобаронов, криминалитета и других одиозных личностей. Наша страна может только выиграть от контрактов по обеспечению жизнедеятельности воинских контингентов. Причем завязать на это многие отрасли нашего хозяйства. Кроме того, плата за аренду баз, военные городки, школы, инфраструктура, новые рабочие места, что тоже должно быть оговорено в договорах. Ведь в нашей глубинке каждая такая база станет своего рода цивилизационным центром.

Собственно, с этого может реально начаться возрождение страны без ущерба для собственной государственности. Не так ли…??