Решающая роль в выборах в Белоруссии принадлежит России

14 сентября в Беларуси стартовала избирательная кампания по выборам президента республики. Это произошло после того, как на внеочередной сессии нижней палаты парламента была озвучена дата предстоящих выборов — 19 декабря 2010 года. Как и на всех последних выборах главы государства, на предстоящих выборах диспозиция сил будет прежней — президент против всех, за одним небольшим исключением: прежний оппозиционный лидер от «единой» оппозиции, руководитель движения «За свободу» Александр Милинкевич спустя три дня после объявления даты выборов уже снял свою кандидатуру в пользу одного из явно непроходных лидеров националистического «подполья», фамилию которых даже не стоит упоминать всуе.

Тем самым лавры единого кандидата от прозападной оппозиции перейдут к одному из трех оставшихся наиболее серьезных раскрученных кандидатов: лидеру инициативы «Европейская Беларусь», бывшему заместителю министра иностранных дел республики, Андрею Санникову, заместителю председателя Объединенной гражданской партии (ОГП), известному белорусскому экономисту Ярославу Романчуку или руководителю гражданской инициативы «Говори правду», поэту Владимиру Некляеву.

Возможно, на случай отклонения кандидатуры одного из кандидатов, или в случае, если оставшиеся персоны не договорятся между собой, от прозападной оппозиции, как и на прошлых выборах, будет два кандидата. Тем не менее, этот факт не имеет существенного значения для начавшейся кампании по выборам президента, т.к. диспозиция сил осталась прежней — Александр Лукашенко против прозападного кандидата в условиях отсутствия кандидата пророссийского.

Это означает повторение прошлых выборов: власть будет стремиться обеспечить себе победу в первом туре с максимально возможным количеством голосов, не обращая внимания при этом на прозрачность самой процедуры, что грозит очередным непризнанием их итогов со стоны Запада. Прозападная оппозиция, понимая, что голоса честно посчитать не дадут, будет надеяться на площадь и на давление на белорусские власти со стороны ЕС и США.

Раньше эти надежды ни к чему путному не приводили. Этому было много причин, но главная из них та, что Запад не имел на руководство республики никаких политических и экономических рычагов воздействия, т.к. легитимность итогов выборов обеспечивалась их признанием со стороны России, а следом и стран СНГ, Китая, Ирана, Венесуэлы и других стран, если можно так сказать, «антиамериканской оси». Теперь ситуация в белорусско-российских отношениях на уровне руководства двух стран серьезно изменилась, и это дало лидерам оппозиции некоторую надежду на то, что ситуация с этими выборами будет принципиально другой.

После обвинений, высказанных провластными белорусскими СМИ и придворными экспертами в адрес российских спецслужб в поджоге российского посольства в Минске, после обвинений в адрес российского руководства в попытке физического устранения белорусского лидера, после предоставления эфира Михаилу Саакашвили, отдавшему приказ убивать осетин и русских, и Вахтангу Кикабидзе, отказавшемуся принять российский орден Дружбы народов, стало ясно, что основная пропагандистская линия официального Минска на этих выборах — это откровенная русофобия, нападки на первых лиц российского государства, чего стоят только заявления официальных СИМ о том, что «руководство России не умеет управлять своей страной».

Последним из целого ряда антироссийских заявлений официальных белорусских СМИ, стал сюжет в передаче «Вокруг планеты», в котором был показан «Всемирный чеченский конгресс» в Польше. Чечню в сюжете назвали «непризнанной республикой», Ахмеда Закаева — «главой непризнанной республики» и «мятежным чеченцем». Слово «терроризм» в сюжете вообще не звучало. Автор сюжета предсказал, что поляки поступят с Закаевым «по закону», то есть «не экстрадируют в Россию». А напоследок напомнил: «Кремль очень нервирует любая попытка проведения независимой политики в регионе, хотя ему уже пора понять, что геополитическая ситуация уже значительно изменилась».

В этом контексте необходимо отметить, что даже прозападная оппозиция сегодня показывает большую готовность к белорусско-российскому диалогу, чем официальный Минск. Понятно, что во многом эта игра прозападной оппозиции продиктована стремлением извлечь из нынешнего конфликта электоральную «прибыль», сыграть на чувствах простых белорусов. В этом плане, конечно, не стоит обольщаться.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что с окончанием избирательной кампании, скорее всего, градус русофобии со стороны официального Минском продолжит зашкаливать, поскольку в 2011 году республике предстоит, во-первых, переход в оплате за газ на мировые (среднеевропейские с учетом транзита) цены, во-вторых, с учетом чрезвычайно «успешного» замещения венесуэльской нефтью российской — за четыре месяца поставлено уже «немало» — около 300 тыс тонн (!) — вполне возможно, что Россия уменьшит объем беспошлинной нефти для нужд республики, который в нынешнем году составил 6,3 млн тонн. Если Минск готов закупать 10 млн тонн венесуэльской нефти, которая почти в 1,8 раза дороже российской, значит, экономика республики действительно крепка как никогда и готова выдержать полное прекращение поставок беспошлинной нефти.

В связи с этим, Москва должна прекрасно понимать, что даже после выборов антироссийская истерия останется стержнем государственной идеологии официального Минска: в условиях падения реального уровня жизни людей, властям нужен враг и опасный враг, на которого можно переложить ответственность за неспособность властей эффективно управлять государством. А на эту роль никто лучше Москвы для нынешних белорусских властей не подходит. Если в ходе дня голосования наблюдатели так и не будут допущены к подсчету голосов, США и ЕС объявят о своем непризнании итогов голосования. Оппозиция потянет людей (зеленую молодежь) на площадь.

В этих условиях, конечно, ключевая роль в исходе нынешних президентских выборов в республике будет принадлежать России. В этом плане нельзя не согласиться с теми экспертами, которые пишут, что «ключи от белорусских выборов находятся в Москве». В этом плане сколько встреч на Западе не проводи, все равно в Москву ехать придется. Кто и в каком качестве — это, конечно, только первый вопрос. Второй вопрос гораздо более интересный — что будут предлагать. То, что есть — пока не интересно.