История с С-300 показала, кто сильнее в Кремле

Итак, вопрос о поставках российских зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран, похоже, решен окончательно, причем самым позорным для нашей страны образом.

«Принято решение не поставлять С-300 Ирану. Они, безусловно, подпадают под санкции», – заявил 22 сентября начальник Генштаба Николай Макаров, слова которого приводит Интерфакс. Макаров имел в виду санкции, введенные резолюцией Совета Безопасности ООН, за которые проголосовала и Россия. Правда, на вопрос, будет ли разорван соответствующий контракт, начальник Генштаба не дал однозначного ответа: «Посмотрим. Это будет зависеть от поведения Ирана». Впрочем, такой ответ можно толковать и как присоединение официальной Москвы к политике давления и шантажа против Ирана, проводимой США.

Про весьма постыдную для России историю со срывом поставок С-300 Ирану КМ.RU рассказывал с прошлой осени. В т. ч. и о давно уплаченном Ираном авансе, и о противоречивых заявлениях российских официальных лиц о том, что все вот-вот будет готово. Остались, мол, лишь «технические детали»…

Американцы и особенно израильское руководство постоянно требовали эти поставки отменить, на что российские дипломаты дежурно заявляли, что С-300 являются оружием оборонительным и никому из соседей не угрожают. Иранцы, со своей стороны, просили передать им зенитно-ракетные комплексы и по-хорошему (в рамках данных обязательств), и по-плохому (через международные судебные инстанции).

Про весь комплекс убытков для России – экономических, внешнеторговых, политических и имиджевых – также говорилось неоднократно. Собственно, это понимали и в российском руководстве, поэтому на прямой отказ от поставок там пойти были не готовы. Еще весной, накануне заключения российско-американского Договора по СНВ (сложные переговоры по нему многие эксперты считали основной причиной отложенных поставок С-300), и Владимир Путин, и Сергей Лавров говорили, что Россия выполнит контракт на поставку С-300, правда, после предварительного урегулирования «некоторых вопросов». Что это за вопросы, ни премьер-министр, ни министр иностранных дел не уточняли, но подчеркивали, что «есть соответствующий контракт, и есть вещи, которые необходимо урегулировать до его осуществления».

И даже накануне июньского голосования в Совете Безопасности ООН по антииранским санкциям Владимир Путин, обращаясь к иранскому президенту, дал понять, что экономическое сотрудничество между странами будет продолжено, и даже контракт по С-300 вовсе не отменяется.

Однако после голосования в СБ ООН с самого верха стали идти противоречивые сообщения по данному вопросу. Причем большинство должностных лиц официально заявляли, что санкции СБ ООН на поставки С-300 не распространяются. Более того, так же оценивали ситуацию и американские СМИ, и даже официальные лица. Как отмечали американские журналисты, «резолюция запрещает продажу или передачу оружия Ирану, включая ракеты или ракетные системы, охарактеризованные таким образом в Регистре обычных вооружений ООН. Однако в категорию ракетных систем не включены (как считают американские эксперты – намеренно) ракеты «земля-воздух», такие как С-300. Соответственно, Россия может поставить в Иран комплексы ПВО С-300». По сообщению The Washington Post, администрация Барака Обамы пошла на эту уступку как раз для того, чтобы обеспечить участие России в предложенных американцами санкциях.

Тогда же РИА «Новости» сообщило: «США признали, что российские зенитно-ракетные комплексы C-300, на поставку которых Москва заключила контракт с Тегераном, не подпадают под санкции ООН, в т. ч. под действие принятой накануне новой резолюции 1929».

«Резолюция 1929 запрещает продажу и передачу Ирану вооружений, упомянутых в Регистре обычных вооружений ООН, а в нем не упомянуты комплексы С-300. Значит, это относится к сделке, которую РФ заключила с Ираном несколько лет назад. При этом Россия действовала со всей ответственностью, проявила сдержанность и не поставляла эти ракеты Ирану», – процитировало агентство официального представителя Госдепартамента США Филипа Кроули.

Однако в тот же день и то же агентство сообщило: «Комплексы ПВО С-300, которые Россия собиралась поставлять в Иран, подпадают под действие санкций, принятых в среду Советом Безопасности ООН в отношении Тегерана». Об этом сообщил журналистам источник в Кремле. «С-300 подпадают под эти санкции», – заявил этот анонимный, но, похоже, очень высокопоставленный источник.

Из приведенных взаимоисключающих друг друга сообщений мы тогда же сделали свой вывод: у нас в Кремле высокопоставленные должности занимают «источники», настроенные еще более проамерикански, чем сам Госдепартамент США. Собственно, об этом догадывались многие наши граждане, но нечасто это демонстрируется настолько откровенно.

Ситуацию комментирует вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

– Принятие решения об отмене поставок С-300 в Иран интересно не только с точки зрения военного, правового или экономического характера. Это прежде всего индикатор внутриэлитной борьбы в российском руководстве. Ни для кого, думаю, не является секретом отсутствие единства в правящей Россией т. н. элите, состоящей из многочисленных кланов и группировок. Однако в самом общем плане (по крайней мере, по отношению к внешней политике) ее можно разделить на две основные группировки.

Одна из них, в основном опирающаяся на финансовый и сырьевой секторы экономики, – откровенно компрадорская, настроенная на полное и безоговорочное подчинение российской политики линии, проводимой США. Другая группировка, ориентируемая на промышленность (в первую очередь оборонную), на высокие технологии и отчасти на крупные нефтегазовые проекты, настроена на более независимую политику. А это требует укрепления силовой составляющей, поэтому их относят к сторонникам имперской линии. Хотя в целом и они не склонны к резкой конфронтации с теми же США, но, конечно, не хотят и безусловного им подчинения.

Вот между этими кремлевскими «башнями» и идет подковерная борьба по множеству различных вопросов внешней и внутренней политики. И история с С-300 показала, кто сейчас сильнее и влиятельнее в Кремле.