Ходорковский предложил генпрокурору сделку на $30 млрд

Михаил Ходорковский может отказаться от участия в прениях сторон на процессе по его второму уголовному делу. Он объявил о готовности пойти на такой шаг в случае, если прокуратура опротестует ряд судебных решений, которыми ранее была признана законность покупки ЮКОСом нефти у дочерних компаний. На их основании с ЮКОСа были взысканы дополнительные налоги на $30 млрд, приведшие к ее банкротству. Обвиняемый в хищении нефти экс-глава компании считает, что эти деньги ему должны вернуть.

Неожиданное заявление бывший глава нефтяной компании ЮКОС сделал в Хамовническом суде столицы в четверг, выступая с дополнениями к материалам своего уголовного дела.Параллельные обвинения

По версии обвинения Михаил Ходорковский, а также экс-глава МФО «Менатеп» Платон Лебедев в составе организованной группы, состоящей преимущественно из руководства компании, похитили абсолютно всю нефть (350 млн тонн), добытую дочерними компаниями ЮКОСа с 1998 по 2003 год.

Представители следствия убеждены, что руководство ЮКОСа сильно занижало цены на нефть, практически обирая своих «дочек».

Между тем защитники подсудимых предоставили в суд 61 решение арбитражных судов, которыми сделки по купли-продажи нефти были признаны законными. В частности, по этим же решениям в казну Российской Федерации были дополнительно взысканы налоги с компании на сумму более $30 млрд.

«Мне предъявили претензии в двух измерениях. И до сегодняшнего дня сторона обвинения идет по двум параллельным путям,— считает Ходорковский.— Обвинение утверждает, что вся нефть дочерних компаний ЮКОСа похищена, похититель— я, а законный собственник— дочерние компании. Но в то же время существует 61 судебное решение, где установлено, что эта нефть была куплена, а законный покупатель— компания ЮКОС».

Подсудимый отметил, что согласно действующему законодательству факты, установленные в судебных решениях, не подлежат иному трактованию. Решения арбитражных судов вступили в силу и не отменены.Отказ от прений

В итоге Михаил Ходорковский предложил прокуратуре отменить все эти 61 решение арбитражных судов, со всеми вытекающими из этого последствиями— то есть с возвратом взысканных по этим решениям денежных сумм.

«Я предлагаю Юрию Чайке публично взять на себя ответственность и отменить эти решения по вновь открывшимся обстоятельствам,— заявил на суде Ходорковский.— Принесите прокурорские представления на отмену всех этих судебных решений, тогда я и мои адвокаты откажемся от участия в прениях сторон. Я делаю вам вот такое предложение».

Кроме этого, по словам подсудимого, раздвоенность позиции обвинения проявляется в Европейском суде по правам человека, где рассматривается корпоративная жалоба компании ЮКОС к Российской Федерации. Там представители РФ обвиняют компанию в недоплате налогов с реализации нефти, в Хамовническом же суде— в ее хищении.

«Как можно было заплатить налоги на прибыль с похищенного?»,— удивлялся Ходорковский.

В общей сложности с дополнениями к материалам дела Михаила Ходорковский выступал на протяжении трех с половиной часов. За это время он успел еще раз рассказать о структуре вертикально интегрируемой компании ЮКОС, ее руководителях, а также подробно остановился на формировании цен, по которым нефть покупалась у дочерних компаний.Цены Роттердама

Он еще раз напомнил, что с 2000 года компания ЮКОС была единоличным владельцев своих «дочек» ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть», а до этого времени компания обладала контрольным пакетом акций.

Цены же, по которым закупалась нефть, соответствовали ценам, по которым другие нефтяные компании скупали нефть у своих дочерних компаний.

«Если бы я даже согласился покупать нефть у дочерних компаний по ценам Роттердама, то ЮКОС нес бы убытки. Нужно было бы оплатить расходы на транспортировку, оплатить все пошлины и налоги, а потом продать всю нефть в Роттердаме опять же по ценам Роттердама!»,— рассказал Ходорковский.

По его словам в таком случае он все равно оказался бы в Хамовническом суде, только по другому обвинению— в нецелевой растрате денежных средств.

Между тем второй процесс по делу ЮКОСа стремительно приближается к заключительной стадии— прениям сторон. На сегодняшний момент подсудимые, их защитники, а также гособвинители уже предоставили суду все свои доказательства.

В пятницу, 24 сентября, со своими дополнениями к материалам дела начнет выступать второй подсудимый Платон Лебедев, после него слово с дополнениями возьмут адвокаты, после чего суд перейдет к прениям сторон.