Солнце над «Сколково». Технологии становятся идеологией

Конец сентября 2010 года для проекта «Сколково» выдался на редкость солнечным. Причём во всех смыслах. Госдума приняла в последнем чтении законопроект о поддержке Сколковского проекта. Сам фонд «Сколково» начал активно сотрудничать с российскими вузами. Тем временем «Роснано» и «Ренова» объявили о начале реализации проекта первой в России солнечной электростанции — вполне в духе инновационной политики.

Государственная дума 21 сентября 2010 года в третьем и окончательном чтении приняла законопроект о «Сколково», внесённый в парламент администрацией президента. Мало кто сомневался в том, что законопроект встретит какие-то преграды на своём пути. Президентские инициативы встречать в штыки в Госдуме не принято, но дело не только в парламенте: вряд ли кто-то будет спорить с тем, что переход к инновационной промышленной политике — это шанс для страны.

Именно об этом говорил на состоявшейся 20 сентября 2010 года встрече фонда «Сколково» с ведущими российскими вузами и крупнейшими научными центрами первый заместитель руководителя администрации президента и член попечительского совета фонда Владислав Сурков. Своё обращение к участникам встречи он начал с разъяснения, что инноград не будет замкнутой территорией: эффект от его деятельности распространится на всю страну. Проект станет платформой, где лучшие учёные, менеджеры и предприниматели смогут создавать новые технологические продукты.

Владислав Сурков обратил особое внимание на то, что «Сколково» будет открыто для всех, кого интересуют передовые идеи и кто действительно готов создавать новые технологии. «Кроме того, что это экономическая задача и задача в сфере образования и науки, это ещё и политическая задача», — сказал он. На взгляд Суркова, то, что сейчас происходит, имеет глубокий политический смысл. Он напомнил, что президент Дмитрий Медведев на Мировом политическом форуме в Ярославе одним из стандартов демократии назвал способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития.

Сурков пояснил, что стимулирование инновационной деятельности в конечном итоге будет приводить к созданию достаточного количества социальных благ для обеспечения достойного уровня жизни граждан, заметив, что демократия — это вещь довольно дорогостоящая: «Как известно, она возможна только в относительно богатых обществах. Чем скуднее материальные ресурсы общества, тем, как правило, более жёсткая, брутальная власть. Чем больше ресурсов, тем больше свободы, мягче политическая система, тем больше люди могут себе позволить, в том числе и в плане распоряжения собственной жизнью».

Он также напомнил слова главы государства о том, что ресурс сырьевой экономики фактически исчерпан. В сырьевой парадигме Россия не сможет войти в высшую лигу, а также подняться на новый уровень материального положения: «Мы кровно заинтересованы, чтобы наша экономика перешла на новую фазу развития». Сурков согласен с тем, что необходимо обновлять производственные фонды. Однако не менее важная задача — создавать новые технологии и уметь их капитализировать и зарабатывать на них. «У нас этот навык пока не очень развит, и эта задача более сложная, и нет найденного алгоритма, как в экономически значимых масштабах это реализовать, — посетовал Сурков. — Экономика нового типа необходима нашей стране для устойчивого развития демократии, политической устойчивости и для целей сохранения суверенитета, обороноспособности и безопасности». Сурков поделился мнением, что российской идеологией на достаточно продолжительное время должна стать технология: «Самое главное — научиться мыслить технологически, создавать новые технологии». На взгляд Суркова, в России должно появиться новое сословие, состоящее из инженеров, учёных, изобретателей, которое бы ощущало вкус к модернизации.

Примечательно, что буквально накануне встречи фонда «Сколково» с учёными и преподавателями появилось сообщение о том, что компания «Хевел», совместно учреждённая «Роснано», возглавляемым Анатолием Чубайсом, и «Реновой» Виктора Вексельберга, который является и руководителем фонда «Сколково», намеревается построить в Ставропольском крае в районе Кисловодска первую в России солнечную электростанцию стоимостью 3 млрд рублей. Речь идёт о строительстве опытной электростанции мощностью 12,3 МВт.

Это уже не первый совместный проект двух компаний. Другой их крупный совместный проект также связан с солнечной энергетикой: «Роснано» совместно с «Ренова Оргсинтез» планирует построить в Новочебоксарске на базе завода «Химпром» производство тонкоплёночных солнечных модулей — крупнейшее в России и одно из самых масштабных в Европе. Компании совместно вложат в проект 20,1 млрд рублей. Поставит оборудование для нового производства швейцарская компания Oerlikon, около 40% которой уже принадлежит «Ренове». Сырьё для производства панелей поставит сибирский завод «Нитол», в который инвестировало «Роснано», а продавать произведённые солнечные панели будет также принадлежащая «Ренове» компания Avelar, имеющая далеко идущие виды на европейский рынок.

Масштабное сотрудничество двух больших российских компаний — на сегодняшний день один из самых ярких примеров того, как может реализоваться программа (напомним, что энергосбережение и альтернативная энергетика — одно из главных направлений проекта «Сколково») и, главное, идеология Сколковского проекта.

Надо заметить, что совместный проект «Роснано» и «Реновы» не только производственный: в рамках него компании выделяют 1 млрд рублей на создание исследовательского центра по солнечной энергетике при ФТИ им. А.Ф. Иоффе в Петербурге. Это другая важная часть проекта «Сколково» — вовлечение в инновационную деятельность российской науки и высшего образования. Об этом на встрече фонда «Сколково» с вузами говорил министр образования РФ Андрей Фурсенко: «Это вызов для молодых людей. Мы сможем построить действительно что-то уникальное, новое или мы только сможем повторить то, что уже было сделано в нашей стране или других странах, повторение Кремниевой долины? Это наш российский проект, который собирает многое из того, что было сделано в мире, но при этом имеет свою специфику. Это и культурный вызов. Потому что надо создать… узел мобильности для инновационных кадров… Мне кажется, в этом «Сколково» будет отличаться от того, что было сделано раньше. Это необычно для России… Для нас, для всей высшей школы, этот вопрос крайне важен, потому что если мы доказываем правильность этих подходов, то мы сможем отстоять всю правильную дорогу модернизации. Я призываю моих коллег, ректоров вузов, которые отстояли право на эксперимент, право на новые подходы, что они могут и хотят двигаться дальше… Инноград планируется создавать с максимальным нашим участием».

Мысль о том, что участие учёных из вузов и научных центров страны — важная и притом органичная часть проекта «Сколково», подчеркнул и выступивший на встрече президент фонда Виктор Вексельберг. По итогам встречи первые меморандумы о сотрудничестве со «Сколково» подписали МГУ, СПбГУ, Казанский государственный технический университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, Государственный университет — Высшая школа экономики, СПбГУ информационных технологий, механики и оптики, МФТИ, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва. С фондом «Сколково» будут также сотрудничать ряд вузов из Новосибирска и Томска и институтов Сибирского отделения РАН, а также Объединённый институт ядерных исследований в Дубне и Санкт-Петербургский научный центр РАН. Координацию работы с вузами и научными центрами, судя по всему, возьмёт на себя Сколковский технологический институт, о проекте создания которого сообщил участникам встречи Виктор Вексельберг.

Без новых научных кадров, без новых идей не возможна никакая инновационная политика. Об этом же сказал в заключение своего обращения к участникам встречи «Сколково» с учёными и Владислав Сурков: «Мобилизация инновационных ресурсов возможна, только если она будет экономически успешна, если все почувствуют живую выгоду от этой деятельности — и компании, и отдельные люди, и работники университетов в том числе. Я очень надеюсь, что это получится и что в скором будущем в России возникнет мотивированная активная социальная группа, которая потащит на себе всю махину модернизации вперёд».