Андрей Караулов нашел главного врага московского мэра

Понижение градуса вокруг ситуации с Юрием Лужковым оказалось кратковременным. Несмотря на то, что московский мэр и кремлевская администрация взяли тайм-аут для обдумывания дальнейших шагов, некоторые журналисты продолжили информационные баталии. Главным нарушителем «перемирия» оказался ведущий ТВЦ Андрей Караулов, сначала широко разрекламировавший свой телеответ на антилужковский фильм «Дело в кепке», а затем внезапно отозвавший его из эфира.

Телеканал ТВЦ уже пытался защищать Юрия Лужкова от волны критики, накрывшей московского мэра и его окружение в последние дни. Вскоре после выхода на экраны НТВ-эшного «Дела в кепке» и других подобных сюжетов, ведущий программы «Постскриптум» Алексей Пушков сравнивал информационную кампанию против мэра с медиа-войнами 1990-х. «Что ж, очень жаль, что наши коллеги по телевидению приняли участие в кампании нападок на главу Москвы, кампании, которая становится все более похожей на кампании периода информационных войн девяностых годов, то есть времени, от которого мы, казалось бы, безвозвратно ушли», — сокрушался Пушков.

Призывы ведущего «Постскриптума» «не мочить» столичного мэра повисли в воздухе — информационная кампания против Лужкова постепенно набирала обороты, развиваясь параллельно с обсуждением будущего самого мэра. Тем не менее, ТВЦ, тесно связанный с Лужковым (председателем совета директоров телеканала является пресс-секретарь градоначальника Сергей Цой, а в сам совет входит заместитель Лужкова Владимир Силкин), решил продолжить линию защиты.

Информационная кампания против Лужкова

Днем 20 сентября на лентах информационных агентств появились сообщения о том, что ведущий программы «Момент истины» на ТВЦ Андрей Караулов подготовил ответ на антилужковский фильм НТВ «Дело в кепке», вышедший в эфире 10 сентября. Как обещал «Интерфакс», «Караулов раскроет перед телезрителями всю правду о фильме «Дело в кепке», покажет «шокирующие признания участников заказных сюжетов», а также объяснит, «кто заказал эту серию очерняющих передач о мэре Москвы». Чуть позже сам Караулов в интервью РИА Новости заявил, что его фильм под названием «Русский ад» выйдет поздно вечером в понедельник (эфир был назначен на 23:00). «Я подробно анализирую только одну продукцию — «Дело в кепке». Работой это я назвать не могу, потому что большего вранья я в своей жизни не встречал», — горячился телеведущий.

Реклама сработала: все, кто следил в эти дни за появлением все новых и новых сюжетов про Лужкова и Елену Батурину, с нетерпением стали ждать вечера, чтобы сравнить аргументы за Лужкова с аргументами против, в изобилии представленных на российском ТВ. Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться — фильм Караулова в эфир так и не вышел, что стало причиной скандала на телеканале, считающемся последним оплотом Лужкова на телевидении.

Доренко про Лужкова, Кремль и Караулова

Как предположил главный редактор «Русской службы новостей» Сергей Доренко, между Лужковым и администрацией президента существует договоренность о «неделе тишины». При этом, отметил Доренко, у Лужкова есть «несколько берсерков, готовых идти в бой, но всем им прищемили хвоста». «Просто, может быть, Караулов об этом не знал или старался. Если ему даже запретили, то вкусно, что запретили радение, запретили старательность», — добавил он.

За три часа до эфира редакция «Момента истины» связалась с «Интерфаксом» и сообщила, что направила ТВЦ просьбу не ставить в эфир «Русский ад», а показать вместо него запасной вариант передачи, подготовленной ранее. Объяснялось это «рядом технических проблем, связанных с анонсированной программой». Позже главный продюсер «ТВ Центра» Александр Олейников упомянул в беседе с «Коммерсантом» про неисправную видеокассету.

Однако, судя по всему, дело было не в технических неисправностях, а в конфликте интересов на самом ТВЦ. Как рассказал «Ленте.Ру» источник, близкий к правлению канала, в понедельник вечером совет директоров канала собрался на экстренное заседание, чтобы обсудить дальнейшее пребывание Александра Пономарева на посту генерального директора ОАО «ТВ Центр» в связи с его решением не выпускать «Русский ад» Караулова в вечерний эфир. Правда, конфликт быстро сошел на нет: уже во вторник первый заместитель Пономарева, Вячеслав Мостовой, сообщил «Интерфаксу», что очередное заседание совета директоров ТВЦ пройдет в среду и что никаких кадровых вопросов на нем больше подниматься не будет.

Однако сам предмет споров — программа Караулова — хоть и не пошел в телеэфир, тем же вечером обнаружился в интернете на сайте Youtube.com («Русский ад» все-таки успел выйти на Дальний Восток, а в Москве вместо него показывали «Момент истины» про лидера КПРФ Геннадия Зюганова).

Таким образом, скачать и посмотреть «Русский ад» любой желающий мог еще примерно за час до показа так и не вышедшего в эфир фильма. И что же ждало зрителя этого телесюжета, название которого как нельзя лучше сочетается с его содержанием?

Даже если не брать во внимание технические недостатки (накладывающийся звук и «вялую» картинку), впечатление эта работа оставила сравнимое с тем же «Делом в кепке», против которого «Русский ад» и был направлен. Тот же сделанный наспех сюжет, то же хаотичное нагромождение фактов, странные закадровые комментарии и высказывания «экспертов», приправленные торжественной музыкой.

Заявленное в анонсах журналистское разоблачение Карауловым неправды, вылившейся на Лужкова, на поверку оказалось попыткой уговорить героев «Дела в кепке» отказаться от своих слов. Зрителям, например, в течение нескольких минут предлагалось слушать, как Караулов в беседе с депутатом Антоном Беляковым «отмывает» столичного мэра от пресловутых пчел, спасенных якобы в ущерб москвичам. Владимир Этуш, которого Караулов попытался разговорить, вообще, похоже, не совсем понимал о чем речь (Этуш фигурировал в «Деле в кепке» в связи с так и не построенным Лужковым детским театральным центром). А Сергей Доренко попросту высмеял Караулова, рассказав, что намерен «двигать» Лужкова в президенты.

Немало эфирного времени было отведено и на Химкинский лес, который стал едва ли не главной (судя по хронометражу) темой «Русского ада». Показательно, что одним из комментаторов Караулова по этому вопросу стал политолог Сергей Кургинян, который не узнал (или мастерски притворился, что не узнал) главную защитницу Химкинского леса Евгению Чирикову.

Как там Лужков?

По данным источников «Ведомостей» в кремлевской администрации, вопрос об отставке Лужкова решен окончательно, и у него есть всего неделя на написание заявления об уходе. Кроме того, пишут «Ведомости», вопрос отставки Лужкова согласован и в правительстве — там сейчас решают, на какую работу он перейдет.

Другие эксперты, выступавшие в фильме, вызвали не меньше вопросов. Нет, вполне понятно, когда автор передачи берет комментарий у директора департамента внешних коммуникаций ЗАО «Интеко» Геннадия Теребкова. Понятен даже Кургинян, который, как ни крути, является политологом. Однако появление в «Русском аде» председателя Ассамблеи народов России Рамазана Абдулатипова, главного редактора газеты «Московская правда» Шода Муладжанова, главного редактора газеты «Аргументы недели» Андрея Угланова и журналиста Генриха Боровика выглядит довольно странно — все это люди, несомненно, достойные, но какое отношение они имеют к Лужкову или НТВ?

Впрочем, на фоне поэта Ильи Резника, читающего стихи (даже не про Москву), и певицы Галины Вишневской, сравнивающей кампанию против Лужкова с травлей Мстислава Ростроповича, даже эти спикеры выглядели представительно.

Но главная изюминка, содержавшаяся в «Русском аде», конечно же, была в фамилии «заказчика» (по предположению Караулова) атаки на Лужкова. Эта фамилия давно ушла с российского телевидения, однако и сегодня бывает, что нет-нет да и проскочит в эфире. Речь идет, конечно же, о Борисе Березовском, который, по словам Караулова, манипулирует происходящим из Лондона. Ради подкрепления этой версии Березовский даже появляется на экране собственной персоной — невиданный случай для современной российской журналистики. Впрочем, никаких доказательств своей версии Караулов так и не приводит, что ставит под сомнение не только ее саму, но и все остальное, что было сказано за эти 45 минут.

При просмотре кадров с Березовским очень хочется спросить: а когда это снималось? Сложно представить, что при довольно срочной подготовке передачи Караулов успел слетать в Лондон, договориться о встрече с Березовским, отснять его, вернуться в Москву и смонтировать запись. Кроме того, то, что говорит Березовский в «Русском аде», могло прозвучать в эфире и год назад, и даже раньше — набор общих фраз, не содержащих никакой конкретики. Про Лужкова, кстати, некогда влиятельный олигарх даже не упоминает.

Вполне возможно, что Караулов преследовал благие цели и искренне хотел защитить московского градоначальника от, по его мнению, незаслуженной критики. Однако на деле некогда известный тележурналист оказал Лужкову скорее медвежью услугу — он хотел снять достойный ответ на «Дело в кепке», а получилось «Дело в кепке — 2» с участием героев, вытащенных из хорошо подзабытого прошлого. Когда на защиту политика-тяжеловеса, бодающегося за власть с высшими слоями атмосферы, бросается такая подмога — значит, дело совсем плохо. И едва ли стоит беспокоиться, что «Русский ад» так и не попал на экраны столичного телевидения. Когда разрекламированное сенсационное разоблачение на поверку оказывается банальным подмигиванием в духе «за всем стоит Березовский», впору задать вопрос: а может, и к лучшему, что оно не вышло в эфир? Ведь если от этого кто-то и проиграл, то уж точно не телезритель.