Саакашвили готовит для России в ООН «бомбу»

Официальный Тбилиси продолжает использовать любую возможность «информировать международное сообщество об агрессивных заявлениях и действиях России». Президент Грузии Михаил Саакашвили планирует поднять эту тему 23 сентября в рамках открывающейся в Нью-Йорке Генеральной Ассамблеи ООН. На следующий день, ему ответит глава российской дипломатии Сергей Лавров.

Во вторник в Нью-Йорке открывается шестьдесят пятая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, работа которой продлится до сентября 2011 года. Повестка дня насчитывает свыше 160 пунктов для обсуждения. Это и разоруженческая тематика, и международное право, и права человека, борьба с наркотиками, деятельность ООН, поддержание международного мира и безопасности.

Но самым острым моментом в повестке сессии и, по традиции, наиболее важной частью ее работы, является общеполитическая дискуссия, на которой выступят прибывающие в ООН главы государств и правительств, министры иностранных дел. В этом году она пройдет с 23 по 30 сентября. Россию будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров, выступление которого назначено на 24 сентября.

Предполагается, что министр, кроме обширного круга вопросов, затрагивающих, например, реформирование ООН, представит российские приоритеты и подходы в области обеспечения глобальной и европейской безопасности, многостороннего разоружения и урегулирования региональных конфликтов.

В этой связи, особую остроту придает тот факт, что вторую часть сессии 23 сентября откроет Михаил Саакашвили. Уже известно, что в своем выступлении перед Генассамблеей в ходе традиционных общих прений грузинский президент «обратится к международному сообществу и коснется вопроса оккупации Россией территорий Грузии, представит мирные планы грузинской стороны и акцентирует внимание на деоккупации территорий и выполнении Россией всех пунктов соглашения о прекращении огня».

Как раз седьмого сентября ГА ООН поддержала предложенную Грузией резолюцию, в которой признается право на возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев и их потомков, независимо от этнической принадлежности, в их дома на всей территории Грузии, в том числе в Абхазии и Южной Осетии. Так что многие участники могут вполне благосклонно отнестись к планам Саакашвили.

Ведь в начале сентября за принятие резолюции проголосовали 50 стран и только 16 — против. Причем, по сравнению с 2009 годом (когда аналогичную резолюцию поддержали 48 стран), количество «друзей Саакашвили» в ООН возросло. Замминистра иностранных дел Нино Каландадзе оценила это как «важный факт». По ее словам, несмотря на сопротивление России, в мире и непосредственно в ООН растет число сторонников Грузии.

Практически одновременно с этим решением Международный суд ООН в Гааге начал слушания по иску Грузии против России, в котором официальный Тбилиси обвиняет Российскую Федерацию в проведении этнических чисток и нарушении Международной конвенции 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Москва была намерена убедить гаагский суд вообще не рассматривать иск Грузии. Тем не менее, суд заслушал аргументы сторон, теперь в грузинском МИД надеются, что положительное для Тбилиси решение будет принято «в течение 5-6 месяцев».

Пока же Москва и Тбилиси продолжали обмениваться «риторическими ударами». На минувшей неделе министр обороны России Анатолий Сердюков заявил в ходе своего визита в США о том, что «для отражения возможной грузинской агрессии, подобной той, которая была против Южной Осетии в 2008 году, нам потребуется не пять дней, а гораздо меньше». Заместитель главы МИД Грузии Нино Каландадзе ответила: «Россия по-прежнему продолжает агрессивную риторику по отношению к Грузии». «С учетом этого говорить о каком-либо прорыве в отношениях с Россией излишне. Заявления представителей руководства России по отношению к нашей стране — агрессивного характера и даже на вербальном уровне представляют опасность», — заявила она.

На этом фоне, в ходе очередной сессии ГА ООН стоит ожидать острой общеполитической дискуссии. Саакашвили уже заранее пообещал «продолжение дипломатической борьбы» с Россией, чтобы добиваться выполнения резолюции. Очевидно, что Москва не оставит без ответа ни одного выпада официального Тбилиси. Лишь бы не пришлось России доказывать на практике справедливость утверждений главы Минобороны РФ.