Российская оппозиция и симуляция демократии

Разрозненные группы, из которых состоит несистемная российская оппозиция, в очередной раз решили объединиться. «Несогласные» считают, что им все-таки удастся преодолеть все внутренние противоречия и переступить через личные амбиции, чтобы создать жизнеспособную организацию.

Попытка номер 7

О намерении объединиться заявили Борис Немцов («Солидарность»), Михаил Касьянов (Российский народно-демократический союз), Владимир Рыжков (Республиканская партия) и Владимир Милов («Демократический выбор). В их планах – участие в парламентских выборах 2011 года, а затем – выдвижение единого кандидата на пост президента страны в 2012 году.

В последние десять лет оппозиционная часть российской политики представляла собой пестрое лоскутное одеяло. Множество мелких организаций сектантского типа создавали иллюзию активности, но не позволяли несистемной оппозиции занять сколько-нибудь заметное место в большой политике.

Впрочем, попытки объединиться у «несогласных» случались и раньше. Был «Объединенный Гражданский Фронт», Всероссийский Гражданский Конгресс, «Комитет-2008», Национальная ассамблея, «Другая Россия», а теперь – «Солидарность». Их движущей силой были одни и те же персонажи. Михаил Касьянов, Борис Немцов, Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Людмила Алексеева, Владимир Милов, Илья Яшин – все вместе или по отдельности они засветились в каждой из организаций, переругались, развалили и перешли к новому проекту. Раз за разом уничтожая очередную коалицию, «несогласные» не теряют веры в то, что когда-нибудь их все-таки настигнет успех. Произойдет чудо, и они перестанут делить руководящие посты, тянуть одеяло на себя и устраивать ярмарку тщеславия.

Но какие есть основания верить в то, что сегодняшнее, седьмое по счету объединение, будет успешным? Среди его организаторов – все те же лица. Напомним лишь один характерный эпизод. Коалиция «Другая Россия» набирала обороты и завоевывала свое место на политической арене, пока не подошли президентские выборы 2008 года. Два лидера — Гарри Каспаров и Михаил Касьянов банально не смогли договориться о том, кто из них станет единым оппозиционным кандидатом в президенты. В результате множества громких публичных скандалов «Другая Россия» сгорела на костре амбиций двух политиков, которые, в свою очередь, тоже ничего не выиграли от этой склоки: ни Касьянов, ни Каспаров в одиночку так и не смогли дойти до регистрации в качестве кандидатов в президенты.

Вообще, если говорить об объединении демократов, необходимо вспомнить о традиционных либеральных партиях. Как бы низко не упал рейтинг «Яблока» Григория Явлинского и Сергея Митрохина, «Демократического союза» Валерии Новодворской и «Правого дела» Леонида Гозмана, все-таки именно их имена в первую очередь ассоциируются с демократическими лозунгами и программами. Но этих людей в новой коалиции не будет.

У Касьянова, Немцова и Яшина имидж несколько иной – это имидж провокаторов, несистемной оппозиции с криками «Долой!» и уличными перфомансами. Кроме того, «несогласные» дискредитировали себя союзами с левыми радикалами – Виктором Анпиловым и Эдуардом Лимоновым, что отвратило от них значительную часть либерального электората.

Тем не менее, как будто надеясь на короткую память избирателей, «несогласные» сегодня пытаются приватизировать понятие «демократия», называя свой очередной проект «демократическим объединением». На самом же деле Касьянов и Немцов просто симулируют демократию, оставляя за бортом других, реальных политиков правого толка.

«Мы за них рады, но ничего у них не получится»

Впрочем, либералы и сами не остаются в долгу. Сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман пожелал коллегам успеха, но отметил, что не верит в успех новой коалиции. «Им кажется, что объединение демократов — это объединение Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Это не так на самом деле. Важно объединение демократического электората», — заявил Гозман.

Лидер «Яблока» Сергей Митрохин также вполне дружелюбно настроен по отношению к новому объединению, но не намерен поддерживать их кандидата. РИА Новости цитируют слова политика: «Я думаю, что мы предложим всем демократическим силам своего кандидата».

Даже лояльная к «несогласным» глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева уверена, что у единого кандидата от новой коалиции «шансов на победу будет очень мало».

Демократия, как следует из названия, должна представлять собой власть народа, то есть большинства. Но какое отношение к народу, к большинству имеют «Солидарность», НДС, «Демократический выбор» и «Республиканская партия», если их совокупный рейтинг теряется на уровне статистической погрешности? Народ, — тот самый, который живет в регионах и представляет собой основную движущую силу любых выборов, — никогда не слышал этих названий. Современные либералы и народ в России существуют в разных плоскостях. И вряд ли искусственная имитация демократических процессов, театральные объединения и громкие заявления способны в корне переломить эту ситуацию.