Зачем Медведеву досрочная отставка?

Для меня не стала неожиданной та, на мой взгляд, искусственно созданная в последние месяцы форс-мажорная декорация, на фоне которой протекает сейчас наша политическая жизнь.

Еще летом 2009 года, когда из уст Путина российские пенсионеры услышали о том, что их средняя пенсия повышается до 8 тысяч рублей, мне стало понятно, что в следующем году, скорее всего, начнется предвыборная кампания Путина по досрочному возвращению в кресло президента. К слову, со мной практически никто из коллег-журналистов, политологов не соглашается до сих пор.

Но мне кажется, что не было никаких других причин для этого заявления тогда. Как нет и никаких других причин сегодня для того, чтобы устраивать «малую суету» с переносом выборов в Государственную Думу, — кроме как для того, чтобы подготовить общественное мнение к мысли о том, что и президентские можно перенести. Ибо в стране происходит «что-то такое чрезвычайное», что требует неожиданных, ломающих прописанный в законодательстве порядок решений…

Сегодня у нас на глазах осуществляется подготовка общественного мнения к тому, что возвращение к ручному управлению процессами – вещь необходимая: еще со времен пожаров и полетов премьер-министра на аэроплане над рязанскими лесами. Затем очень подыграла в этом смысле, на мой взгляд, Путину оппозиция, которая кроме того, что показала свое бессилие, ничего все равно не добилась, но зато позволила «национальному лидеру» дать вполне спланированное интервью «Коммерсанту», где он сказал, что в ручном режиме будет «отоваривать» оппозицию дубинками по голове. То есть, оппозиция позволила Путину запланировано «показать клыки», сделать заявку на державный форс-мажор и подчеркнуть лишний раз необходимость возвращения к ручному режиму управления, «основанному на волевых импульсах».

На мой взгляд, самая драматичная и требующая отдельных комментариев коллизия, которая во всей этой истории существует, — это коллизия между очевидным желанием Дмитрия Медведева посидеть в президентском кресле, как минимум, полный срок, а как максимум – два срока — и необходимостью уйти досрочно, или, как минимум, стать уже сейчас очевидной «хромой уткой».

Я думаю, когда Медведев этим летом проводил Петербургский экономический форум, он еще мечтал о том, что получится задержаться в Кремле на 1-2 полных срока.

Но судя по всему, сейчас как человек государственный и как человек на самом деле очень мудрый, он уже действует, исходя из совершенно другого плана.

Здесь надо пояснить, что Медведев всегда декларировал свою убежденность в том, что вся система власти в РФ держится персонально на Путине и ни на каком ином политическом институте, ни на каких прописанных в законодательстве нормах. И потому воевать, интриговать против Путина не только бессмысленно в личном плане, но бесперспективно и с точки зрения сохранения системы в целом. Ибо в случае реальных конфликтов внутри того клана, который сейчас находится у власти, потеряют все, включая и Медведева (если бы он, допустим, вздумал интриговать). И потому, как бы ему ни было это прискорбно, но сейчас, как мне кажется, он занимается тем, что сознательно работает на досрочное возвращение Путина и, значит, играет на понижение собственных «президентских» акций. Медведеву, вероятно, поставлена такая задача, и он ее добросовестно решает…

Конечно, ему бы, наверное, хотелось просидеть 9 лет в кресле, ведь в этом случае, может быть, так бы случилось, что как-то и «врос» бы он в кресло, и стал бы реальным преемником, а не номинальным. Но Путин это ведь тоже понимает! И он не настолько стар, чтобы хотеть через обозримое количество лет передать свою власть кому бы то ни было, в том числе даже своему доверенному лицу — Медведеву. Поэтому Путин и готовится, как мне кажется, к тому, чтобы как можно скорее расставить точки над «i» и привести фактическое положение дел с формальным.

Вообще, Медведев, на мой взгляд, один из самых политологически продвинутых (или способных от природы) людей, сидящих в Кремле, абсолютно не склонный к тому, чтобы завышать в своих глазах собственные политические акции. Поэтому Путин в свое время и рискнул на то, чтобы именно такого человека назначить своим псевдопреемником. И ключевой в этом смысле было интервью Дмитрия Медведева, которое он опубликовал еще в 2005 году в журнале «Эксперт» (тогда Медведев был главой президентский администрации).

По сути дела, именно это — программный документ всего путинского правления (а не сурковская «суверенная демократия» и не «идейно-консервативные» метания «Единой России»). Эту маленькую публикацию можно уподобить докладной записке графа Уварова, обращенной к Николаю I, где были сформулированы три пункта — православие, самодержавие, народность – на которых потом самодержавие просуществовало еще почти 100 лет, и которые до сих пор (со всеми очевидными поправками), по сути, лежат в основе российской государственности.

Текст Медведева, как и записка Уварова, был опубликован не столько для того, чтобы произвести какое-то впечатление на «народ», сколько для того, чтобы 1) позволить автору позиционировать себя «метафизическим путинцем», 2) дать понять тогда начавшим публично конфликтовать ФСБэшникам (напомню, что именно в ту пору Черкесов через «Комсомольскую правду» попытался было начать выносить сор из «грановитой избы»), что они действуют неправильно. Вот что писал Медведев: «Если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединительной идеи и вступили в смертельную схватку. Консолидация российской элиты возможна только на одной платформе — для сохранения эффективной государственности в пределах существующих границ. Все остальные идеологемы вторичны».

Итак, по Медведеву, все вторично, кроме Путина и державы. Главное – сохранить империю, не допустить повторения итогов перестройки. Ведь когда начали говорить о «приоритете общечеловеческих ценностей» — в итоге страна исчезла, — по крайней мере, в тех границах, в которых она существовала.

Медведев продолжает: «Но если расслабиться и отдаться на волю волн, последствия будут чудовищными. Распад Союза может показаться утренником в детском саду по сравнению с государственным коллапсом в современной России».

И завершающий пассаж: «Что касается борьбы группировок в администрации, то это один из расхожих политологических штампов. Последние пять лет в аппарате президента существует лишь одна группа. Это команда тех, кто помогает президенту исполнять его конституционные полномочия». И это сущая правда. Ибо «копать против Путина», на котором держится всё новейшее кремлевское единодержавие, — сущее безумие для тех, кто сегодня у кормила и у кормушки.

Можно плести сколько угодно подковерных интриг, но никто не должен 1) апеллировать к обществу и 2) публично ставить под сомнение авторитет вождя — Владимира Владимировича Путина.

И Медведев доказал свою способность соблюдать эти правила, даже находясь в должности президента. Сегодня он терпит бесчисленные интернет-шутки над собой (которые, если внимательно приглядеться, во многих случаев «срежиссированы сверху»), он явно против собственных «президентских» интересов ведет псевдовойну с Лужковым, которая понижает одновременно акции обеих сторон – и Лужкова, и Медведева.

Одним словом, он в очередной раз дает понять всем: «Все держится на Путине. У нас режим персоналистский. Если сковырнем главную его силу скрепляющую – потеряем все и всё». То есть проиграют тогда все, и высокопоставленные интриганы в том числе. Случится то же, что с элитой Советского Союза: рухнула монополия КПСС (все-таки система немножко другая была, менее персонифицированная) – и тут же рухнула страна, и члены Политбюро остались не у дел.

Сегодня все свелось к персоне: рухнет Путин – рухнет та страна, в которой команда Путина существуют очень даже будучи довольна своим социальным положением.

Не плюйте против ветра и не пилите сук, на котором сидите, — вот смысл медведевского послания тогда — и поведения сегодня. Думаю, что это послание было написано абсолютно искренне и до сих пор оно является руководящей, направляющей идеологемой в действиях всех кремлевских людей, включая и Медведева, разумеется…

Нынешняя «антилужковская кампания», как мне представляется, вписана в ту сверхзадачу, которая сейчас стоит перед Кремлем: политически воспроизвести Путина на неограниченный временем срок. Putin Forever! — вот их общая сверхзадача.

Но для этого сейчас нужны форс-мажорные имитации, «борьба с коррупцией», в которой Медведев бы «забуксовал», чтобы в какой-то момент явился «Deus Ex Machina» — ВВП. Нужна очередная демонстративная зачистка элит. Но кого еще можно зачистить? Кого можно снять, чтобы взвинтить общественные «антикоррупционные» страсти? Если от ельцинских времен остался только Лужков и еще два безвестных провинциальных губернатора?

Конечно, чисто теоретически, можно было бы «слить» кого-то из «своих», кого «не жалко». Но это — не в стилистике Путина. В отличие от Сталина, Путин не паранойяльный психопат и не безумец. Не было ни одного примера, когда бы Путин подверг опале верного сторонника, то есть того, кто получил должность из его рук и не вышел за пределы негласно установленных правил игры. Этой позиции Путин придерживается последовательно. Во многом, полагаю, потому, что он тоже. как бы по умолчанию, признает свою ответственность за сохранение того единства элит, которое позволяет ему чувствовать себя гарантированным от каких бы то ни было заговоров.

Однако эти правила предписывают порой кремлевским сидельцам играть не очень легкие роли. Как, например, Медведеву сегодня. Но если они играют свою роль добросовестно и ответственно, то они, в общем-то, гарантированы от немотивированной опалы.

Мне кажется, на сегодня узким кругом людей, которые обсуждают проблематику – как сохранить систему, было решено, что целесообразнее Путину вернуться досрочно. Это мое мнение. Я могу публично сейчас в своих прогнозах обмануться и как политолог себя поставить под удар. Но, тем не менее, я говорю то, что мне кажется разумным с точки зрения их интересов, а не моих или чьих-нибудь эмоциональных предпочтений. Как я понимаю, принято решение выдвинуть Путина досрочно обратно в президенты. И в этом случае, конечно, Медведев не будет его конкурентом. Будет объяснено, как мне представляется, и обществу, и элитам, что страна требует возвращения к более ручной модели управления, чем было до сих пор.

Конечно, модель и эти два года была по факту «ручной». Но осуществлялась некая имитация «большей легитимности»: есть президент, есть премьер, есть законы, Конституция, «модернизация», реверансы в сторону Запада и т.д.

А сейчас вот настало время собственноручно поливать пожары, брать дубинку, растаскивать по разным углам сцепившихся «детей малых» — Медведева и Лужкова… То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник у нас скоро появится снова.

А Медведев сохранит статус, он останется в обойме, ему будет какой-то утешительный приз выдан, вполне ощутимый. Но, полагаю, не будет он больше участником президентской гонки. Для этого выберут совершенно другие фигуры, менее масштабные и менее соблазнительные для избирателей.

Одним словом, нас ждет еще недолгая пора «большой тревожной суеты» — а потом новое подморожение на неопределенный срок.

Вот и весь секрет политического момента, бурно текущего в никуда…