Кыргызстан предложил России базы в обмен на оружие

Великодушное предложение Бишкека Москве о новой российской военной базе в Кыргызстане может быть просто еще одной попыткой получить российскую помощь.

Кыргызстан предлагает России долгосрочное военное присутствие в стратегически важной центрально-азиатской стране взамен на оружие, сообщила сегодня газета «Коммерсант». Сделка, предложенная министром обороны Кыргызстана Абибуллой Кудайбердиевым в ходе встречи с российским коллегой Анатолием Сердюковым в Москве, позволит России объединить все пять военных баз в Кыргызстане в одну, которая будет присутствовать на территории страны последующие 49 лет. На прошлой неделе газеты пестрели заголовками о возможности открытия новой американской базы на юге Кыргызстана. Является ли снова сегодняшний нестабильный Кыргызстан центром геополитического соперничества или он просто лихорадочно ищет международных партнеров?

Вчера министр обороны Кыргызстана Абибулла Кудайбердиев предложил России подписать арендный договор для новой военной базы в Кыргызстане сроком на 49 лет, и сказал, что платой может быть поставка российского оружия в Кыргызстан, сказал газете «Коммерсант» анонимный источник.

На встрече с российским коллегой Анатолием Сердюковым Кудайбердиев призывал Москву подписать основные документы как можно скорее – даже до парламентских выборов 10 октября, после которых будет избрано новое правительство после апрельских событий. Кудайбердиев добавил, что Россия будет иметь возможность продлить аренду, сообщает газета.

Следующий раунд переговоров по базе состоится в конце этого месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на министра обороны Кыргызстана. «В сентябре Россия планирует отправить в Бишкек рабочую группу во главе с заместителем начальника штаба ВС генерал-полковником Валерием Герасимовым», сообщило Министерство обороны Кыргызстана.

В прошлом Москва хотела заключить подобную сделку. В августе прошлого года президент Дмитрий Медведев подписал арендный договор на 49 лет с бывшим президентом Курманбеком Бакиевым, который был свергнут во время апрельских событий. После него к власти пришла президент Роза Отунбаева. Также было достигнуто соглашение о военной базе Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), хотя оба договоры были потеряны в хаосе апрельской революции.

Последний договор о базе предполагает объединение пяти существующих российских военных баз в Кыргызстане. Самой важной из всех является авиабаза в Канте, где имеется пять реактивных истребителей Су-25, четыре тренировочных самолета Л-39 и два вертолета Ми-8, а также 140 пилотов и технических специалистов. С лета 2002 года, когда США открыли базу в аэропорту «Манас» в Кыргызстане для содействия военной кампании в Афганистане, Россия прилагала усилия для установления военного плацдарма в Центральной Азии. Россия добилась арендного договора для военной базы в Канте, расположенной в 20 км от Бишкека, в 2003 году, и находится там с 2005 года. Кроме этого, Россия имеет военно-морскую учебную базу и объект по производству торпед на озере Иссык-Куль, а также два сейсмических объекта для мониторинга ядерных испытаний по всему миру.

Новое правительство Кыргызстана пытается получить легитимность и международную помощь в подавлении вспышек межэтнического конфликта, что означает, что стратегический центрально-азиатский регион имеет все основания хотеть вернуться в орбиту России. Обычного хождения слухов оказалось достаточно для дестабилизации страны, приближающейся к решающему моменту, а именно октябрьским парламентским выборам. Слухи о том, что 9 сентября, конец месяца Рамадан принесет новую волну насилия, заставили многих покинуть Ош, где в июне произошли кровавые межэтнические столкновения.

«Несомненно, было бы в интересах кыргызского правительства устроить нечто подобное, поскольку в июне оно обратилось за российской помощью и не получило её. Оно также обратилось за помощью к США – попросили слезоточивый газ и другое – и не получили её», — говорит Гаи Уилкинсон, эксперт из Центра российских и восточно-европейских исследований в Бирмингемском университете.

Одной из самых основных проблем безопасности России на ее южном фланге является нестабильность в Центральной Азии. В понедельник 3 тыс. китайских, казахских и российских солдат прибыли в Казахстан на совместные военные учения в рамках ШОС, которые продлятся две недели. Информационное агентство «Рейтер» со ссылкой на Министерство обороны Казахстана сообщило о том, что в учениях будут задействованы 300 военных автомобиля, 50 самолетов и вертолетов из трех стран. Организация, в состав которой входят шесть стран, в основном сосредотачивает свое внимание на терроризме, сепаратизме и экстремизме в регионе, куда также входят Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Тем не менее, эксперты не уверены в том, что Москва ухватится за этот шанс с базой. «Я сомневаюсь в том, что из этого что-то получится», — сказала Уилкинсон. «Я все еще не вижу интереса России в этом. Конкретно, это кажется подозрительным просто потому, что она сознательно отступила. Она была очень осторожна на протяжении всех событий в июне и не вмешивалась, и в некоторой степени она подверглась критике за свое поведение, однако на самом деле она повела себя правильно».

В апреле российские критики указывали на негативные статьи в российской прессе о бывшем президенте Бакиеве и о встрече премьер-министра Владимира Путина с соперником президента Розой Отунбаевой до революции как на доказательство того, что Россия сыграла некоторую роль в разжигании апрельской революции в Кыргызстане.

Но с тех пор Россия проявляла осторожность в своей внешней политике по отношению к Кыргызстану, действующая власть которого, похоже, не желала следовать российской линии, как это делал бывший президент Бакиев, по крайней мере, в своей риторике.

В начале прошлого месяца газета «Washington Post» сообщала о том, что в Оше будет открыт американский тренировочный центр стоимостью в 10 млн. долларов США, известный как «Ошский полигон». К 26 августа веб-сайт «EurasiaNet» сообщил, что США решили отказаться от этой идеи.

Но, несмотря на то, что Москва и Вашингтон были связаны с возможными базами в Кыргызстане, Уилкинсон преуменьшила возможность того, что позиция России была продиктована расчетами великой державы и так называемой «Новой большой игры». «То, что мы фактически наблюдаем – нечто более детальное. Если Россия последовательно делает что-то, тогда она защищает свои национальные интересы. В этом отношении Россия проявила себя достаточно расчетливым и осмотрительным дельцом в последний год или около этого», — сказала она. «Пока что новое правительство является менее предсказуемым и менее легитимным с точки зрения демонстрации своей способности следовать политическому курсу. Оно так много боролось, особенно во время июньских событий. Даже если Россия бредит идеей поглощения Центральной Азии, с российской стороны было бы безумно проявить неосторожность с Кыргызстаном в данный момент».