Политолог: если Кремлю понадобится оппозиция, он создаст свою

Немецкий политолог Ханс-Хеннинг Шредер считает, что нынешнее российское руководство не даст новой оппозиционной коалиции «За Россию без произвола и коррупции» возможности участвовать в предвыборной гонке.

В интервью Deutsche Welle политолог немецкого фонда «Наука и политика», эксперт по России Ханс-Хеннинг Шредер (Hans-Henning Schröder) высказал мнение о том, что нынешнее российское руководство не даст новой оппозиционной коалиции «За Россию без произвола и коррупции» возможности развиваться и участвовать в предвыборной гонке.

— Deutsche Welle: Лидеры четырех российских оппозиционных организаций в четверг, 16 сентября, объявили о создании коалиции демократических сил «За Россию без произвола и коррупции». Сами лидеры по отдельности не имеют практически никакого политического веса в России и не пользуются поддержкой среди российского населения. Есть ли смысл в таком объединении?

— Ханс-Хеннинг Шрёдер: Еще безнадежнее было бы, если бы каждый из лидеров оппозиции, вошедших в этот союз, действовал по отдельности и друг против друга. Но и я оцениваю их шансы на то, что им удастся пройти через бюрократическую процедуру регистрации, а в будущем получить 5 или 7 процентов голосов, очень и очень низко.

— Кто же должен присоединиться к созданной коалиции, чтобы она стала более эффективной?

— Участь данного союза будет зависеть от того, окажутся ли политическое руководство России и ее элиты готовы смириться с существованием оппозиции. Я думаю, что шанс у них появится лишь в том случае, если президент Дмитрий Медведев согласится с их существованием и коалиция будет зарегистрирована и допущена к участию в выборах. Лишь тогда у нового альянса появилась бы возможность провести предвыборную кампанию. Вопрос не в том, кто бы еще мог к ним присоединиться, а в том, готово ли нынешнее руководство их терпеть. То, что в самый последний момент перед началом презентации им было якобы по техническим причинам отказано в помещении, вряд ли можно расценить как положительный сигнал.

— Предстоящие парламентские выборы в 2011 году впервые пройдут при президенте Дмитрии Медведеве. На Западе, а также в либерально настроенных слоях России с ним связывали большие надежды. Можно ли надеяться на то, что Медведев, возможно, будет вести себя по отношению к оппозиции мягче, чем Владимир Путин?

— Последние высказывания Медведева указывают на то, что этого не произойдет. Выступая за необходимость модернизации России, он совершенно осознанно исключает из данного контекста политические преобразования, изменение избирательного права, обеспечения более прозрачного хода голосования. А во время региональных выборов мы стали свидетелями того, что оппозиционные партии, например, «Яблоко», были лишены шанса принять участие в этих выборах. Можно исходить из того, что это произошло по воле Кремля.

Я полагаю, что если Кремлю и элитам действительно понадобится оппозиция, то они создадут свою. В новой коалиции есть ряд людей, которые как политики безнадежны. Взять Михаила Касьянова. Его фигура не вызывает особого доверия. Исключение — Владимир Рыжков, который обладает большим политическим талантом и очень странно, что политическое руководство до сих пор не нашло путей для интеграции такого одаренного политика в госсистему.

В данное время предпринимаются попытки создания оппозиции вокруг «Справедливой России» и Сергея Миронова. В то же самое время Рогозин надеется на свое возвращение в Россию и создание успешной партии, которая могла бы конкурировать со «Справедливой Россией». Администрация президента выберет ту оппозицию, которая для них будет удобнее всего. Предполагаю, что это будет Миронов.

— Как вы оцениваете условия для работы российской оппозиции в целом и конкретно для коалиции «За Россию без произвола и коррупции»?

— Что касается новой коалиции, то ее шансы невысоки. В целом же нынешняя политическая ситуация в России очень захватывающая. С тех пор, как Дмитрием Медведевым была озвучена инициатива по модернизации, у россиян стало больше возможностей принимать более активное участие в политической жизни страны. В России появилось много небольших инициатив, начиная с активистов из «Общества синих ведерок» и заканчивая реперами, которые делают свою гражданскую позицию достоянием общественности. Но в то же самое время мне кажется, что государственный режим становится более жестким, и неизвестно, как долго он будет терпеть такую свободу действий своих граждан.

На мой взгляд, сейчас в России есть два важных политических игрока. Первый игрок — это администрация президента и тандем Путина и Медведева. Для них не является секретом, что Россия — это страна с низкой производительностью, что она имеет структуру экспорта, аналогичную странам «третьего мира», где на первом месте стоит экспорт природных ресурсов. Российскому руководству ясно, что это необходимо изменить. Для этого Россия нуждается в инвестициях и модернизации многочисленных сфер общества. Российскому руководству также известно и то, что без сотрудничества с Западом модернизации не добиться.

Второй важный игрок — молодое поколение в крупных городах. Еще недавно общество и гражданское население не принимало участия в политической и общественной жизни страны. В России было распространено мнение о том, что, имея личностные свободы, необязательно вмешиваться в политические процессы страны. Но за последний год у меня сложилось впечатление, что все больше и больше людей становятся политически активными и открыто высказывают свое мнение. Потребности и желания этой части общества нынешнее руководство России удовлетворить не сможет, ведь молодежи хочется больше политических свобод. Рано или поздно это приведет к конфликту.

— За счет рычагов власти, пиар-машины и тотального контроля над главными телеканалами страны Владимиру Путину удалось обеспечить себе в России огромную популярность. Несмотря на это, он продолжает оказывать систематическое давление на оппозицию и мешать ей в работе. Почему?

— У него действительно нет в этом необходимости. Любой партии, которая начнет сотрудничать с Владимиром Путиным, будет обеспечена убедительная победа. А на президентских выборах 2012 года победит тот кандидат, который получит поддержку Путина.

Такое поведение действительно сложно назвать рациональным. Отчасти, это связано с событиями на Украине. С другой стороны, в России нарастает социальное напряжение. В России очень мало богатых людей и много бедных. Этой ситуацией могли бы воспользоваться именно оппозиционные силы, если бы их начинания не пресекались на корню свыше. Возможно, именно такие мысли побуждают Путина и его команду бороться с оппозицией.

— Можно уже сейчас исходить из того, что действующий госаппарат приложит максимальные усилия и воспользуется всеми имеющимися у него рычагами для того, чтобы остаться у власти. Вполне вероятно, что для обеспечения победы «Единой России» на парламентских выборах власть имущим даже не понадобится прибегать к фальсификации результатов голосования. Это может как-то повлиять на отношения между Россией и Германией? Какой реакции следует ожидать в этой связи от ЕС?

— Инициатива Дмитрия Медведева по модернизации российского общества дала Западу большие надежды. Хотя у нас, в Европе, с модернизацией связывают нечто большее, чем только обновление промышленности и развитие новых технологий. В европейском понимании модернизация означает больше образования, рост среднего класса, увеличение политической активности населения, больше прав партиям, обеспечение независимости судов. Это всё то, что у нас понимается под правовым государством. Ясно, что это совсем не то, чего хотят Медведев и Путин.

Но даже в том случае, если они захотят услышать мнение Запада, реакция ЕС жесткой не будет. Если Путин и Медведев начнут сворачивать свою инициативу по модернизации, внешнеполитический климат между Россией и Европой может действительно измениться. Но кардинально ничего не изменится, потому что возможности влияния ЕС на внутреннюю политику России ничтожно малы.