Янукович победил на выборах в Галиции: к чему это приведет?

Не вызывает сомнений, что победа Виктора Януковича на президентских выборах вызвала в Галиции как минимум озабоченность.

Уверенность в том, что ситуация будет развиваться по той же схеме, что и после избрания Л. Кучмы, когда президента избирали одни регионы, а он выполнял бы программу других, хотя и имеет право на жизнь, все же достаточно поколеблена. В середине июля львовский сайт ZAXID. NEТ выступил с программой «Политическая нация. Как галичане могут объединить Украину». В обращении к читателям сайта говорится: «В его (проекта. — А.В.) границах мы предлагаем нашим читателям статьи украинских и заграничных публицистов, в которых на основе сравнения обобщенных социокультурных черт и политико-цивилизационных преимуществ жителей отдельных регионов Украины авторы попробуют сделать выводы относительно возможности (невозможности) создания так называемой украинской нации».

Первое, на что обращаешь внимание, это то, что впервые в Галиции поставлен вопрос о невозможности создания в пределах Украины единой политической нации. Первым (и пока единственным), кто решил высказаться по этому поводу на указанном сайте, стал политолог О. Крывдик. Его высказывания можно свести к следующему: соборность Украины под вопросом. Надо что-то делать, и хотя неизвестно, что, но действовать должна Галиция. «Не стоит надеяться на чужие инициативы и чужих модераторов, поэтому следует «ходить белыми фигурами».

Первый раздел статьи так и называется — «Ход Галиции». Начало, надо прямо сказать, многообещающее: «Необходимо разработать четкую украинскую «картину мира», которая не разделяет, а объединяет, базируясь в том числе на негативном опыте самих украинцев в позиции национального меньшинства в прошлом, предоставив другим меньшинствам достаточные права». Это что-то новое в галицийской публицистике.

Польский историк А. Корман, в книге которого «О кровавых днях Львова 1941 г.» содержится большое число свидетельств очевидцев расправ с поляками, евреями и коммунистами, при этом все говорят о том, что исполнителями были каратели из «Нахтигаля» и других оуновских отрядов, приводит фотокопии обращения С. Бандеры к жителям Львова: «Поляков, жидов, коммунистов уничтожай без милосердия, не жалей врагов украинской народной революции!» и «Народ! Знай! Москва, Польша, мадьяры, жиды — это твои враги! Уничтожай их!» Получается, что бывший до недавнего времени героем Украины С. Бандера ошибался? Русские, поляки, венгры и евреи уже не враги, а национальные меньшинства, у которых есть свои права? Возможно, недалеко то время, когда в Галиции признают, что В. Ющенко с героизацией Бандеры несколько поторопился?

Далее следует пять пунктов, благодаря которым галицийская идея объединит Украину. Во-первых, галичанам предлагается стать примером для остальных. Для этого регион должен отличаться чистотой улиц, низким уровнем преступности, уважением к старости, богатой культурной и религиозной жизнью.

Возникает естественный вопрос: а разве до избрания В. Януковича президентом Галиция не должна была быть примером для остальных? И тот факт, что, по данным львовской газеты «Информатор», Львов занимает третье место на Украине по уровню преступности, в случае победы Ю. Тимошенко никого бы не волновал? И еще: чистота улиц, конечно, важна, но экономическое развитие во стократ важнее. Автор об этом даже не упоминает, возможно, потому, что понимает ту пропасть в экономическом развитии, которая разделяет запад и восток Украины.

Во-вторых, предлагая сделать галицийский проект лучшим, О. Крывдик одновременно предостерегает от утверждения, что галичанин является «единственно правильным украинцем». В-третьих, предлагает новую модель «взаимодействия народов Украины» вместо «многонационального советского народа». Это должна быть «политическая нация с этнической сердцевиной», где все национальности собираются вокруг языка, символики, исторической памяти титульной нации. Заметим в скобках: непонятно, чем эта схема отличается от советской. Очень интересен четвертый пункт, в котором автор предлагает: «Быть открытым и готовым к диалогу — при сохранении своего». Очевидно, предполагается, что оппонент не будет настаивать на «сохранении своего», иначе это будет диалог слепого с глухим.

В последнем пятом пункте пан Кривдык призывает: «Найти в себе мужество признать, что советская Украина существовала и оставила после себя след — в памяти и в эстетике, даже если она была самооккупацией. Быть конструктивно антисоветским: понимать то, что для центра и востока СССР не был оккупацией, в значительной мере осуществлялся местными кадрами, и преодолеть ностальгию о нем можно лишь качественно лучшей жизнью. Иметь силу признать то, что половина страны, минимум одно поколение, будет говорить на русском. Не реагировать агрессивно на русский язык, сосредоточившись на создании проукраинского мышления».

Непонятно, разве до сих пор в Галиции находились индивидуумы, которые отрицали существование «советской Украины» вообще? Еще более непонятно, что понимает автор под «самооккупацией»? Это, наверное, что-то вроде ситуации с унтер-офицерской вдовой, которая «сама себя высекла». Внимательный анализ свидетельствует, что пять пунктов «хода белыми» противоречат один другому. Автор понимает, что необходимо предлагать новые идеи, в то же время до ужаса боится показаться одним из тех, кто «отказывается от своего».

Пока читатели сайта ZAXID. NEТ раздумывали, что ответить автору, на эту же тему высказался львовский писатель Ю. Андрухович в интервью агентству УНИАН: «Если победят оранжевые, то Крыму и Донбассу нужно дать возможность отделиться». Сразу вспомнилась древнегреческая притча о том, как к одному из греческих царей явился посланник от царя Спарты. Прибыл он в единственном числе, что тогда считалось оскорбительным, поэтому самодержец в гневе воскликнул: «Ты пришел один!» «К одному», — спокойно ответил спартанец. «Если я со своим войском перейду горные перевалы, то сотру Спарту в порошок», — закричал афинянин. «Если», — кратко ответил спартанец. Так что — «если победят оранжевые»…

Непонятно также и то, почему речь идет только о Крыме и Донбассе? Ведь не только они активно поддержали В. Януковича на президентских выборах. Писателю как-то не пришло в голову спросить у народа о его желаниях. Почему не пришло в голову, становится понятным после следующей фразы: «Культурно-общественное беспамятство самая характерная черта этого союза племен, который называется украинским народом. Дело в том, что, видимо, народа просто нет. И он, видимо, не родится. Нормальные народы рождались сто лет назад». Правда, Андрухович все же выделяет галичан, у которых «сам строй мышления многогранен». Непонятно, правда, почему в этом случае «многогранно мыслящим» галичанам не отделиться от остального «союза племен»?

Однако это еще не все, что думает Андрухович о народе: «Не может претендовать на лучшую судьбу народ, который предпочитает стоять раком на огородах вместо того, чтобы читать книжки». Книги, надо понимать, его — писателя Андруховича. Действительно, очередей, даже во Львове, за его творениями не наблюдается, сей писатель людям не по вкусу.

Какой же выход он предлагает? Очень простой: «Правильнее вообще покинуть эту страну и это общество». Однако перед переменой места жительства Андрухович хочет совершить на Украине несколько, мягко говоря, необычных поступков. Например: «Табачнику очень хочется заехать в рожу». Совершенно очевидно, что Д. Табачник не является единомышленником галицийского писателя, которого тот имеет право критиковать как министра образования и историка. Но, кроме кулака, никаких других аргументов, как видно, не находится.

В заключение Ю. Андрухович делится с читателями своими сновидениями: «Был такой период после выборов президента в этом году, когда мне начало сниться одно и то же, что я снайпер в засаде, который должен застрелить президента. И у меня все прекрасно складывается: удобная позиция, все очень хорошо видно, удобная мишень, но я даже во сне не находил нужного ресурса ненависти, чтобы его застрелить».

Чего-чего, а ненависти у автора сегодня более чем достаточно. И похоже, синдромом навязчивых состояний в Галиции страдает не один Андрухович. Психиатрия тут может оказаться бессильной. К установлению диагноза впору подключаться правоохранителям.